Руководство по бизнес-планированию

1. Что такое бизнес-план и для чего он нужен ?  

2. Как разработать бизнес-план проекта  

3. Жизнеспособная бизнес-идея – залог успеха  

4. Структура бизнес-плана  

5. План маркетинга или «потребности рынка – ориентир для предпринимателя»   

6. План производства  

7. План управления  

8. Финансовый план  

9. Финансовый анализ 


9. Финансовый анализ

 

Как можно анализировать балансовый отчет? Как уже было указано, баланс предприятия дает "моментальный снимок" стоимости бизнеса. Мы приведем лишь несколько примеров того, какую информацию можно почерпнуть из балансового отчета:

 

  • Разница  между активами  предприятия и долго- и краткосрочными обязательствами предприятия показывает его стоимость. В идеале, сумма основных и оборотных средств предприятия должны превышать сумму долго- и краткосрочных обязательств, т.к. кредиторы могут потребовать выплату одолженных средств, и предприятие должно покрыть эти расходы за счет продажи своих активов.
  • Желательно, чтобы сумма наличных средств и дебиторской задолженности была больше краткосрочных обязательств, иначе предприятие рискует не заплатить по своим счетам.
  • С другой стороны, нежелательно, чтобы предприятие имело много наличных средств (т.е. деньги изъяты из оборота), или предприятие имеет большой запас готовой продукции (что может говорить о том, что продукция плохо сбывается).
  • Рассматривать баланс нужно и с учетом влияния сезона на данный вид бизнеса, например, если в балансе швейного предприятия в начале весенне-летнего сезона остается большой запас готовой продукции- это говорит о хорошем управлении предприятия, а если по окончанию весенне-летнего сезона на балансе предприятия остается большой запас непроданной летней одежды- то это признак плохого сбыта.

  

1. Точка безубыточности

Заработать прибыль — значит продать продукции столько, чтобы покрыть все затраты на ее производство и после этого иметь какой-то "остаток". Планируя свою прибыль, оптимист задаст вопрос: "Сколько нужно продать, чтобы получить хороший навар?". Пессимист будет более осторожным, интересуясь: "Сколько нужно продать, чтобы не прогореть, чтобы свести концы с концами?". Все эти вопросы сходятся в одной точке — в определении того объема продаж, ниже которого предприятие будет терять деньги, выше которого — зарабатывать. Этот минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, и убытков, получил название точка безубыточности. 

Таким образом, точка безубыточности (англ. break-even point) - уровень производства, при котором величина затрат равна объему реализации. Предприятие при этом не имеет прибыли и способно только возмещать затраты. Точка безубыточности является одним из показателей, применяемых для оценки эффективности бизнес-плана. Расчет точки безубыточности производится двумя способами: 

а) по формуле Q = F/(P - V), где Q - точка безубыточности (объем продаж); F - сумма постоянных расходов за год, Р - цена за единицу продукции; V - переменные расходы на единицу продукции. 

б) по формуле Q = S*F/(S- W), где Q - точка безубыточности (объем продаж); - объем продаж за год, F - сумма постоянных расходов за год, W- сумма переменных расходов за год. 

 

Постоянные затраты - это такие затраты, которые не изменяются в зависимости от уровня производства, например, арендная плата.

 

Переменные затраты - находится такие затраты, которые изменяются в зависимости от уровня производства. Примером может послужить расходы на материалы.

 

Смысл расчета точки безубыточности прост - прежде чем предприятие начнет получать прибыль, оно должно пройти точку безубыточности. Хотя безубыточность - это не то, ради чего старается предприниматель, но это рубеж, который ему необходимо преодолеть на пути к прибыльности. 

В качестве примера приведем расчет точки безубыточности автосервиса:

 

Затраты переменные

 

Расходы на материалы производственного назначения

16 640

Зарплата производственных рабочих

288 000

Итого

304 640

 

 

Затраты постоянные

 

Расходы на МБП

2 000

Коммунальные услуги

63 900

Производственные накладные расходы

124 338

Общезаводские расходы

155 100

Итого

345 338

 

 

Объем продаж

729 600

Точка безубыточности в сомах

592 900

Точка безубыточности в ремонтах

19,50


Точка безубыточности рассчитана по второй формуле, т.е. Q= 729 600 (объем продаж) *345 338 (объем постоянных затрат) / (729 600 (объем продаж)- 304 640 (объем переменных затрат)). В результате мы получили, что проведя 20-ый ремонт автомашин, предприятие начнет давать прибыль. 

 

2. Возврат инвестиций (рентабельность)

В отличие от (валовой) прибыли, рентабельность- это частное от деления прибыли на расходы. Обозначим доходы как Д, расходы как Р, тогда прибыль П = Д - Р, а рентабельность Ре = Д / Р - 1. Другими словами, рентабельность - это относительная прибыль, она показывает, какой доход приносит 1 сом вложений.

Коэффициенты рентабельности рассчитываются на основе данных ОПиУ, а также баланса предприятия. Как правило, все эти показатели отражают отношение чистой или операционной прибыли компании к тому или иному параметру ее деятельности (обороту, величине активов, собственному капиталу). Наиболее распространенные коэффициенты:

  • Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE)
  • Коэффициент рентабельности инвестированного капитала (ROI)

Коэффициент рентабельности собственного капитала (Return On Equity, ROE) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Он показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Рентабельность собственного капитала характеризует доходность бизнеса для его владельцев, рассчитанную после вычета процентов по кредиту (т.е. чистая прибыль).

Формула расчета:

ROE = (Чистая прибыль / Собственный капитал) * 100%

Коэффициент рентабельности инвестиций (Return On Investment, ROI) - финансовый показатель, характеризующий доходность инвестиционных вложений. ROI представляет собой обобщенную формулу анализа прибыльности произвольных инвестиций в активы. В отношении данного показателя возникла небольшая терминологическая путаница. В дословном переводе с английского название данного показателя звучит, как "рентабельность инвестиций", хотя как следует из формулы, ни о каких инвестициях речи не идет:

Он рассчитывается следующим образом:

ROI = (Чистая прибыль / Собственный капитал+ заемный капитал) * 100%

 

Если предприниматель не привлекает внешний кредит, то показатели ROE и ROI будут совпадать.

 

3. Финансовый анализ показателей

Финансовый анализ, который приводится в бизнес-плане, должен отличаться краткостью, но в тоже время отражать все основные показатели. Для этого используются все 3 формы отчетности, которые мы рассмотрели в предыдущих разделах: ОПиУ, Кэш-фло и балансовый отчет.

Верхняя строка ОПиУ отражает общий объем  продаж. Вторая - включенный в нее налог на добавленную стоимость (НДС). В последующих строках представлены произведенные расходы. Разница между объемом продаж (за вычетом  НДС)  и затратами показывает  балансовую прибыль. Последняя строка отчета о прибылях и убытках- доход, остающийся в распоряжении предпринимателя. Если расходы предпринимателя превышают доходы, то в последней  строке ОПиУ будет стоять отрицательное число, т.е. предприниматель несет убытки.

Отчет Кэш-фло показывает будет ли у предпринимателя наличность, чтобы платить по счетам. Этот отчет один из  наиболее важных финансовых документов. И хотя в нашей практике  бухгалтерского учета он не является в настоящее время обязательным, при составлении  бизнес-плана без него  не обойтись. Ведь если предприниматель не сможет платить своим рабочим и служащим, оплачивать счета поставщиков, то он не сможет вести дело и обанкротится. Кэшфло не характеризует прибыль, он только показывает, сколько наличных денег "приходит" на счет и "уходит" со счета  в  каждом месяце года. Этот отчет особенно важен для предприятий, объемы работ которых зависят от сезонности и связаны с большими сезонными  запасами  сырья (например,  предприятия  по переработке сельскохозяйственной  продукции), или для тех, кто  продает свою продукцию в  кредит. Предприниматель обязательно должен планировать разрыв между временем оплаты счетов за материалы и реальным временем получения денег за проданную продукцию. Разрабатывая  эту  форму, необходимо показать отдельно наличность, которую предприниматель будет получать от продаж и от других видов деятельности (например, финансовые операции, получение инвестиций). Это даст ясную картину источников поступления наличности и покажет возможность продажи товаров в кредит. 

Баланс предприятия - показывает, сколько стоит предприятие. Баланс дает  "моментальный снимок" стоимости предприятия. Разница между активами  предприятия и долго- и краткосрочными обязательствами предприятия показывает его чистую стоимость. В балансе нужно анализировать ликвидность продукции, активов, соотношение наличных денег к краткосрочным обязательствам, размеры запаса готовой продукции и т.д.


 

<<<Назад                                                                                                             


Консалтинговое Агентство "Эксперт" благодарит Нусупова А. за предоставленные материалы.