Бизнес-план создания сервис-центра для большегрузных автомобилей в г. Астане: производство, реализация, обслуживание

Настоящий бизнес-план публикуется с разрешения правообладателя со значительными сокращениями


Содержание


Введение
Часть 1. Общая характеристика рынка большегрузных автомобилей в городе Астане
Текущая ситуация на рынке большегрузных автомобилей
Спрос на рынке большегрузных автомобилей и специальной автотехники
Предложение на рынке большегрузных автомобилей и специальной автотехники
Основные участники и их доли на рынке большегрузных автомобилей и специальной автотехники
Камский автомобильный завод (Российская Федерация)
Минский автомобильный завод (Республика Беларусь)
Другие производители СНГ
Западная Европа
Китай
Корея
Ассортимент товаров, их описание
Ценообразование и диапазон цен
Рынок лизинга грузовых автомобилей
Рынок технического обслуживания и ремонта большегрузных автомобилей и спецтехники
Рынок запасных частей для большегрузных автомобилей и спецтехники
Перспективы развития рынка
Влияние грузового автотранспорта на развитие города
Выводы и рекомендации
Список предприятий – основных участников исследуемого рынка
Часть 2. Бизнес-план создания станции технического обслуживания большегрузных автомобилей
Концепция компании
Регистрация компании и разрешительная документация
Рыночная ситуация и основные конкуренты
Классификация потребителей услуг и выбор целевой группы
Продукция
Качество и ассортимент услуг
Цены на услуги
Реклама и продвижение услуг
Производственный план
Производственная территория
Производственные, складские и административные помещения
Оборудование и инвентарь
Затраты на текущую деятельность
Безубыточный объем продаж
План по управлению персоналом
Необходимый штат для развития компании
Подбор и обучение кадров
Потенциальные партнеры
Инвестиционный план
Финансовый план
Основные показатели проекта
Анализ чувствительности
Капитальные вложения
Прогноз доходов и расходов
Схема поступлений и выплат по кредиту
Движение денежных средств

 

 

Введение

Развитие города как столицы Казахстана в общегосударственных стратегических документах Президента Республики Казахстан определено одним из долгосрочных приоритетов развития экономики.

Строительство города осуществляется быстрыми темпами. За последние годы построен новый центр, демонстрирующий столичный статус города. Обширные работы проводятся по дальнейшему развитию и реконструкции северной части города. Все это положительно влияет на развитие Астаны. Кроме того, осуществляется строительство образовательных и медицинских учреждений, расширение и улучшение инженерной инфраструктуры города – систем электро-, тепло-, водоснабжения, канализации и телекоммуникации, активно ведутся работы по озеленению городской территории.

Активное развитие строительства в Астане привлекает большие объемы инвестиций. В 2005 году прирост инвестиций в строительство составил 138,1%. Объем строительно-монтажных работ за 2005 год составил 203,5 млрд. тенге, или 137,1% к предыдущему году.

Таблица 1. Инвестиции в 2001-2005гг.

 

2001

2002

2003

2004

2005

Инвестиции в основной капитал, млн. тенге

89518

102615

137863

220560

274745,7

в % к предыдущему году

 

114,6%

134,3%

160,0%

124,6%

Инвестиции в строительство, млн. тенге

54422

73412

100039

158916

219390,8

в % к предыдущему году

 

134,9%

136,3%

158,9%

138,1%

Строительно-монтажные работы, млн. тенге

51144

69491

96839

148456

203548,6

в % к предыдущему году

 

135,9%

139,4%

153,3%

137,1%

Масштабное строительство в городе Астане потребовало закупки значительных объемов материально-технических ресурсов и комплектующих материалов, что в свою очередь вызвало оживление и рост загрузки предприятий стройиндустрии республики, производящих цемент, кирпич, металлоконструкции, столярные изделия, другие строительные материалы и конструкции, позволило задействовать на строительстве столицы строительные компании других регионов страны.

Для строительных работ осуществляются поставки строительных  материалов, изделий и оборудования, выпускаемых во многих городах Казахстана, в частности: цемент - из Актау и Усть-Каменогорска, кирпич - из Семипалатинска, Рудного, Караганды, Павлодара; электротехническая и кабельная продукция - из Семипалатинска, Усть-Каменогорска, Талдыкоргана и Павлодара; отделочные материалы (мрамор и гранит) - из карьеров Акмолинской, Алматинской и Жамбылской областей; лако-красочная продукция и полимерные материалы, производимые в Алматы, Семипалатинске, Караганде и т.д.

Производство строительных материалов в Астане демонстрирует в последние годы интенсивный рост – более 26% в год, что более чем на 6% выше среднереспубликанских показателей.

Как показала практика поставок строительных материалов на стройки Астаны, транспортные расходы по отдельным видам строительных материалов (по их доставке до строительных объектов) в несколько раз превышают себестоимость их производства, а в стоимости капитального строительства достигают до 35%. Это является значительным резервом снижения стоимости строительства, реализация которого не требует капитальных затрат, а сводится лишь к упорядочиванию и налаживанию территориальных производственных связей предприятий и оптимизации региональных схем размещения отрасли.

По данным статуправления г. Астаны, объем грузовых автоперевозок в последнее время растет на 23-25% в год, в основном за счет роста перевозки строительных грузов и международных автоперевозок.

Объем перевозок грузов всеми видами транспорта с учетом объемов перевозок нетранспортными предприятиями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками, за 2000-2005 годы увеличился в 1,8 раза (с 21 300 до 37 900 тыс. тонн).

Таблица 2. Общий объем грузоперевозок в 2001-2005гг.

 

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Общий объем грузоперевозок,

тыс. тонн

11679,3

20308,3

26564,7

30262,5

37945,2

в % к предыдущему году

 

174%

131%

114%

125%

Грузооборот, млн .ткм

2647,8

1468,7

1684,3

1880,7

2097,6

в % к предыдущему году

 

55%

115%

112%

112%

Общий объем грузоперевозок (с учетом оценки объема перевозок грузов нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками) за январь-июнь 2006 года составил 16945,0 тыс. тонн грузов и по сравнению с январем-июнем 2005 года возрос на 28%, за январь-август 2006 года составил 25532,7 тыс. тонн грузов и по сравнению с январем-августом 2005 года возрос на 23,6%. Как видно из таблицы, основной объем грузоперевозок выполнен грузовым дорожным транспортом.

Таблица 3. Общий объем грузоперевозок за январь-август 2006 года

 

Январь-июнь 2006 г.

Перевозки грузов всеми видами транспорта,

тыс. тонн

16945,0

В том числе грузовым дорожным транспортом, тыс. тонн

16 883,9

Рост строительства и перевозок строительных грузов обусловил высокий уровень спроса на грузовую и специальную автотехнику.

При перевозке строительных грузов требуются в основном среднетоннажные и тяжелые грузовики, самосвалы и автобетоносмесители (АБС). Для проведения строительных работ необходимы автомобильные краны, строительные подъемники, автобетононасосы, фронтальные погрузчики и другая строительная техника на автомобильном шасси. 

С целью выявления резервов для открытия новых направлений бизнеса в городе Астана было проведено маркетинговое исследование рынка большегрузных автомобилей (грузоподъемностью больше 8 тонн) в городе Астана в сферах производства, реализации и обслуживания и разработан бизнес-план создания и функционирования сервис-центра.

 

Часть 1. Общая характеристика рынка большегрузных автомобилей в городе Астане

 Текущая ситуация на рынке большегрузных автомобилей

 По данным Управления дорожной полиции г.Астаны на 1 сентября 2006 года парк грузовых автомобилей насчитывал более 11 тысяч единиц, в том числе около 5,7 тысяч большегрузных автомобилей и спецтехники на автомобильном шасси, что составляет более половины всего парка грузовых автомобилей. 

Таблица 4. Парк грузовых автомобилей г.Астаны 

год

2003

2004

2005

Сент. 2006

Количество грузовых автомобилей

4250

6076

8695

11070

Рост парка

 

143,0%

143,1%

127,3%

Количество большегрузных автомобилей и спецтехники на автомобильном шасси

1766

2762

4216

5710

Рост парка

 

156,4%

152,6%

135,4%

Доля большегрузных автомобилей и спецтехники в общем количестве грузовых автомобилей

41,6%

45,5%

48,5%

51,6%

 

Диаграмма 1. Парк грузовых автомобилей г.Астаны и большегрузных автомобилей и спецтехники в 2003-2006гг.

 

Рост парка грузовых автомобилей в г.Астане значительно опережает рост автомобильного парка в целом по Казахстану, который составил 125% в 2005 году по сравнению с 2004г.

 

По состоянию на 1 января 2006 года автомобильный парк Республики Казахстан насчитывал 1 807 737 единиц, из них 15,6% составлял грузовой транспорт, то есть 282 тысячи, специальные автомобили – порядка 48,8 тысяч автомобилей.

Таблица 5. Парк грузовых автомобилей РК

Автопарк

2004г.

2005г.

Тыс. ед.

Доля в парке

Тыс. ед.

Доля в парке

Рост парка (2005г. к 2004г.)

грузовые автомобили

224,9

14,7%

282,0

15,6%

125%

легковые

1204,1

78,6%

1404,6

77,7%

117%

автобусы

62,9

4,1%

72,3

4,0%

115%

специальные

40,4

2,6%

48,8

2,7%

121%

Всего

1532,3

 

1807,7

 

118%

 

  

Что касается распределения парка грузовых автомобилей и спецтехники по сроку службы, то можно отметить, что особенностью рынка Астаны является более высокая, чем в среднем по Казахстану, динамика насыщения автотранспортных компаний, транспортных подразделений строительных компаний и предприятий по производству строительных материалов новыми, современными машинами. Так, если в 2005 году автотехника со сроком службы до 5 лет включительно составляла  34,4% от всего парка, то на 1 сентября 2006 года доля такой техники уже составляет 38,6%, а если учитывать, что до конца 2006 года компании будут продолжать свои закупки новой техники, то по итогам 2006 года эта доля будет еще выше. В 2005г. и 2006 г. (по данным за 8 мес.) новые машины со сроком службы до 2 лет составляли около 20% парка. 

Однако также необходимо отметить, что на 1 сентября 2006 года 54% от всего парка грузовых автомобилей и спецтехники г. Астаны составляли машины сроком службы более 13 лет. Хотя тенденция к уменьшению их числа обнадеживает – в 2005 году машин сроком службы более 13 лет было 60,7%, наличие такого значительного парка устаревшей техники требует значительных усилий предприятий на поддержание ее в работоспособном состоянии и неблагоприятно влияет на экологическую обстановку в городе. 

Таблица 6. Парк большегрузных автомобилей и спецтехники г. Астаны по сроку службы (по данным УДП г.Астаны) 

Срок службы

На 1 сентября 2006

2005

Количество

Доля

от общего количества, %

Количество

Доля

от общего количества, %

год выпуска – 2006

531

9,3%

0

0,0%

год выпуска – 2005

604

10,6%

400

9,5%

год выпуска – 2004

517

9,1%

483

11,5%

год выпуска – 2001-2003

552

9,7%

435

10,3%

год выпуска – 1998-2000

254

4,4%

205

4,9%

год выпуска – 1995-1997

165

2,9%

135

3,2%

год выпуска – 1990-1994

1165

20,4%

943

22,4%

год выпуска до 1990

1922

33,7%

1615

38,3%

Всего

5710

100,0%

4216

100,0%

  

Среди участников опроса, проведенного в рамках исследования, распределение по сроку службы выглядит следующим образом:

 

Таблица 7. Парк большегрузных автомобилей и спецтехники опрошенных предприятий  по сроку службы

Автотехника со сроком службы до 5 лет включительно составляла 52,5% от всего парка опрошенных предприятий, этот показатель значительно отличается от данных по всему городу, что, скорее всего, объясняется небольшой выборкой опроса. Однако показатель по новым машинам со сроком службы до 2 лет (18,3%) достаточно близок к аналогичному показателю, рассчитанному по данным УДП г.Астаны. 

 

Спрос на рынке большегрузных автомобилей и специальной автотехники 

Согласно источникам, в Астане насчитывается порядка 160 строительных компаний, занятых в коммерческом строительстве, около 25 средних и крупных компаний по производству строительных материалов. Многие из этих компаний имеют собственные парки грузовой и специальной автотехники. Также потребности этих и других отраслей обеспечивают более 15 специализированных автотранспортных предприятий, которые предоставляют услуги дальних грузовых перевозок, внутригородских грузовых перевозок и аренды автотранспорта и спецтехники. Значительные парки грузовой и специальной автотехники имеют городские коммунальные предприятия. 

Как уже говорилось, высокие темпы развития г.Астаны определяют текущий высокий спрос на грузовую и специальную автотехнику.  

Условно клиентов рынка большегрузных автомобилей можно разделить на четыре основных класса. К первой группе игроков относятся крупные компании-перевозчики, специализирующиеся на предоставлении транспортных услуг, а также транспортные подразделения строительных компаний и предприятий по производству строительных материалов. То есть, это или автотранспортные предприятия (АТП), которые активно оптимизируют свои затраты, или аффилированные с крупными грузовладельцами фирмы.  

Вторую группу представляют небольшие компании, специализирующиеся на предоставлении транспортных услуг и услуг аренды грузовой и специальной автотехники.  

Также, по признанию самих участников рынка, около половины всех услуг строительной техники и перевозок строительных грузов в городе осуществляют "частники", выполняющие разовые заказы.  

Четвертая группа включает в себя муниципальные коммунальные предприятия, обладающие значительными парками грузовых автомобилей. Однако большую часть их техники составляют специализированные коммунальные машины малого и среднего тоннажа. Это достаточно специфический рынок, развивающийся по своим законам. В то же время интенсивный рост Астаны уже требует увеличения количества мощной (тяжелой) коммунальной спецтехники. 

Индивидуальные перевозчики и мелкие компании не имеют перспектив в получении больших долгосрочных заказов, по мере развития рынка их доля будет сокращаться за счет роста более крупных компаний. Как отмечают эксперты, только крупные компании в настоящее время способны наращивать парк, концентрация рынка грузовых перевозок и услуг спецтехники будет увеличиваться, что автоматически приведет к тому, что среднестатистический клиент торговцев автомобилями "вырастет".   

В рамках исследования рынка большегрузных автомобилей (грузоподъемностью более 8 тонн или полной массой более 20 тонн) был проведен пилотный опрос 31 предприятия г.Астаны. В дальнейшем рассмотрение ситуации  на рынке большегрузных автомобилей будет основываться и результатах пилотного опроса и на данных УДП г.Астаны по всему парку в городе.  

....

При перевозке грузов требуются в основном среднетоннажные и тяжелые самосвалы, седельные тягачи, бортовые автомобили.   

В Таблице 8 приведены по пять моделей КАМАЗ и МАЗ, наиболее представленных в парке грузовых автомобилей Астаны (на основании данных УДП г.Астаны).   

Таблица  8. Пять моделей КАМАЗ и МАЗ, наиболее представленных в парке грузовых автомобилей Астаны (на основании данных УДП г.Астаны) 

 

Как показал опрос, самую большую долю в парках опрошенных предприятий занимают самосвалы, вдвое меньше седельных тягачей, более чем в пять раз меньше бортовых автомобилей.  

При этом грузовые автомобили общего назначения в основном представлены техникой производства Камского автомобильного завода (КАМАЗ): доля самосвалов КАМАЗ – 86,5%, седельных тягачей – 84,5% и бортовых автомобилей - 72,0%. Доля автомобилей производства Минского автомобильного завода (МАЗ) – от 12 до 16% в зависимости от вида грузовой автотехники. 

 

Таблица 9. Парк большегрузных автомобилей общего назначения (по данным опроса 23 предприятий)  

Всего

КАМАЗ

МАЗ

Другие

КАМАЗ

МАЗ

Другие

самосвалы

133

115

16

2

86,5%

12,0%

1,5%

седельные тягачи

58

49

9

 

84,5%

15,5%

0,0%

бортовые автомобили

25

18

4

3

72,0%

16,0%

12,0%

полуприцепы

69

54

10

5

78,3%

14,5%

7,2%

Прицепы к бортовым автомобилям

17

11

3

3

64,7%

17,6%

17,6%

Прицепы к самосвалам

25

12

8

5

48,0%

32,0%

20,0%

*Не включая парк коммунальных предприятий и предприятий, не предоставивших информацию.

Для проведения строительных работ необходимы автомобильные краны, строительные подъемники, автобетоносмесители (АБС) и автобетононасосы (АБН), фронтальные погрузчики и другая строительная техника. Как показал опрос, самую большую долю в парках спецтехники опрошенных предприятий занимают АБС, их почти столько же, сколько и самосвалов, автокранов вдвое меньше чем АБС, число АГП в четыре раза меньше. При этом по АБС и автокранам представительство техники КАМАЗ значительно больше, чем других производителей (соответственно 78% и 70,1% от общего числа). Автобетононасосы – техника достаточно сложная и требующая высокой надежности, поэтому строительные компании предпочитают покупать АБН западного производства (доля в общем количестве - 72,2%). МАЗ существенно представлен в сегменте автомобильных кранов (19,4%).

 

Таблица 10. Специальная техника на автомобильном шасси
(по данным опроса 23 предприятий) 

Вид специальной автотехники

Количество

 

Всего

КАМАЗ

МАЗ

Другие

КАМАЗ

МАЗ

Другие

Автобетоносмесители (АБС)

127

99

10

18

78,0%

7,9%

14,2%

Краны автомобильные

67

47

13

7

70,1%

19,4%

10,4%

Строительные подъемники (АГП)

31

15

3

13

48,4%

9,7%

41,9%

Автобетононасосы (АБН)

18

3

2

13

16,7%

11,1%

72,2%

Автотопливозаправщики

с заправочным пистолетом

8

3

2

3

37,5%

25,0%

37,5%

Цистерны для нефтепродуктов

6

4

2

 

66,7%

33,3%

0,0%

Прочие цистерны

3

2

 

1

66,7%

0,0%

33,3%

 *Не включая парк коммунальных предприятий и предприятий, не предоставивших информацию.

 

Диаграмма 3. Структура автопарка опрошенных предприятий

 

На Диаграмме 3 показана структура автопарка опрошенных предприятий. Хотя вследствие пилотного характера опроса предприятий и малого числа опрошенных компаний эта структура не отражает всей картины текущего состояния рынка большегрузных автомобилей и спецтехники в г.Астана, она явно показывает преобладание самосвалов и автобетоносмесителей в грузовом автопарке города.

По мнению респондентов опроса в ближайшее время (2006-2007г.) наиболее  востребованными видами грузовой и специальной автомобильной техники на рынке г.Астаны являются фронтальные погрузчики, автокраны, АБС, самосвалы и АБН.

 

Таблица 11. Оценка спроса на виды грузовой и специальной автотехники в баллах
(макс. оценка - 5) 

 

Грузовая и спец. автотехника

Средний балл

  1. 1. 

Автокраны

4,37

  1. 2. 

АБС

4,37

  1. 3. 

Самосвалы

4,32

  1. 4. 

АБН

4,19

  1. 5. 

Бортовые автомобили

3,35

  1. 6. 

Городские малотоннажники

3,73

  1. 7. 

Автопоезда

3,33

  1. 8. 

Другое (фронтальные погрузчики)

4,67

  

В 2006-2007 годах 13,8% опрошенных предприятий планируют замену старой техники без увеличения общего количества автомашин, 55,2% - планируют замену старых и расширение автопарка. Остальные 31,0% предприятий не планируют закупок автотехники или пока не определились. Среди причин отсутствия планов по закупке грузовой или специальной  автотехники для своего предприятия в 2006-2007 годах респонденты в основном указали достаточность имеющейся автотехники. При этом возможен вариант использования услуг сторонних организаций и аренды техники. Лишь один из респондентов отметил недостаточность финансовых ресурсов для закупки новой техники. 

В 2006 году опрошенные предприятия планируют закупить еще порядка 70 единиц техники, в 2007 году – около 110 единиц. То есть прирост парка грузовой и специальной автотехники опрошенных предприятий до конца 2006 года планируется на уровне около 15%. Прирост парка в 2007 году к 2006 году тогда составит более 20%.

 

Таблица 12. Планируемые закупки по виду автотехники (по результатам опроса) 

Вид

Кол-во*

Доля

в закупках

Самосвалы, тягачи и бортовые

94

58,75%

АБС

47

29,38%

Фронтальный погрузчик

9

5,63%

Автокраны

8

5,00%

АБН

1

0,63%

Автоцистерна

1

0,63%

 * без 20 ед. коммунальной техники

Важно отметить, что это лишь предварительные планы и только части предприятий. Например, несмотря на то, что в приведенных данных указана закупка лишь одной АБН, согласно имеющейся информации автобетононасосы достаточно востребованы строительными компаниями. Цены на АБН гораздо выше, чем на другие виды техники и компании должны в большей степени просчитывать потребности в такой технике.

Две трети (66,7%) закупок техники приходится на СНГ, при этом для 24,2% закупок опрошенные предприятия уже определенно выбрали технику производства КАМАЗ: самосвалы, тягачи, бортовые автомобили и АБС. Это не исключает, что при остальных закупках предприятия также могут выбрать технику этого завода.

Планируемая для закупок техника производства КНР включает в себя фронтальные погрузчики, а также АБС и АБН. Ряд предприятий также планируют закупать седельные тягачи, автокраны и фронтальные погрузчики производства Западной Европы.

Участники опроса оценили состояние спроса на рынке грузовых автомобилей и спецтехники и существующие проблемы данного рынка. По мнению респондентов, спрос на большегрузные автомобили и спецтехнику на рынке г. Астана очень высок, обосновывая тем, что на данный момент в городе идет масштабное строительство и дорожные работы. Ряд респондентов указали на наличие высокого спроса на самосвалы, автокраны, АБН. Также отмечалось, что спрос превышает предложение, то есть пока еще ограничен выбор грузовой и специальной автотехники как в плане модельного ряда, так и возможностей выбора цены. Как отметил один из участников опроса: «…кроме КАМАЗа ничего нет». Отмечалось наличие спроса на грузовые автомобили и спецтехнику производства КНР и западные иномарки.

 

Предложение на рынке большегрузных автомобилей и специальной автотехники

На данный момент в г.Астана поставками грузовой и специальной автотехники на регулярной основе занимаются порядка десяти компаний. На рынок грузовой автотехники Астаны также осуществляют поставки компании из других городов Казахстана (в основном из Алматы и Павлодара) и зарубежные компании через свои представительства в г.Астана или напрямую.

В основном поставщиками грузовой и специальной автотехники в г.Астана являются официальные дилеры ведущих производителей СНГ – заводов КАМАЗ (Российская Федерация) и МАЗ (Республика Беларусь).

Таблица 13. Компании-поставщики транспортных средств / спецтехники 

Компания

Город

Специализация

1

Авто-Трейд-К

Астана

грузовые автомобили и спецтехника КАМАЗ (Россия)

2

Акмолинский Автоцентр КАМАЗ

Астана

грузовые автомобили и спецтехника КАМАЗ (Россия)

3

Адиана

Астана

грузовые автомобили и спецтехника HOWO (КНР)

4

Астана-Финанс

Астана

грузовые автомобили и спецтехника КАМАЗ (Россия)

5

БелКа ТПД

Астана

грузовые автомобили и спецтехника МАЗ (Беларусь)

6

Бипек-Авто

Астана

грузовые автомобили и спецтехника КАМАЗ (Россия)

7

Вираж

Астана

грузовые автомобили и спецтехника КАМАЗ (Россия)

8

Евро-4

Астана

Поддержанные грузовые автомобили и спецтехника западного производства

9

Каздонсервис

Астана

Спецтехника XCMG (КНР)

10

Представительство ОАО Челябинский механический завод

Астана

Спецтехника ЧМЗ на шасси УРАЛ, КАМАЗ, МАЗ (Россия)

11

Казресурспром

Павлодар

грузовые автомобили и спецтехника МАЗ (Беларусь)

12

Автоспецмаш

Павлодар

Спецтехника (Россия)

13

FAWorit-Auto

Алматы

FAW (КНР)

14

BTX International Group

Алматы

Спецтехника (КНР)

15

CBC Транс

Алматы

грузовые автомобили IVECO ()

16

Ас-Ай ЛТД

Алматы

Спецтехника XCMG (КНР)

17

Turuaz Machinery

Алматы

Renault Trucks

 

Информация о поставщиках транспортных средств / спецтехники

Согласно результатам опроса предприятий при необходимости в покупке транспортных средств и/или спецтехники в первую очередь они самостоятельно ищут поставщика по объявлениям (58,6%), обращаются к постоянным поставщикам (41,4% респондентов), среди которых чаще всего назывался Акмолинский автоцентр КАМАЗ, обращаются в лизинговые компании (31,0%), или к коллегам, знакомым (20,7%), Среди респондентов были и такие, кто предпринимают и другие действия (3,4%).

Информация о поставщиках транспортных средств / спецтехники в основном берется из таких источников как реклама в прессе, бизнес-справочники и лизинговые компании.

Среди наиболее популярных средств массовой информации назывались такие издания как «Инфо-Цес», «Из рук в руки», реже упоминались «Вираж» и «Колесо». Были упомянуты такие бизнес-справочники как «Бизнес-Астана» и «Товары-Услуги-Цены». Примечательно, что в настоящее время лизинговые компании и банки не только предоставляют свои финансовые услуги, но и служат для компаний и частных лиц важным источником информации о поставщиках транспортных средств / спецтехники. В основном опрошенные предприятия упоминали «Астана-Финанс» и «Цесна-Банк».

Важно отметить, что в настоящее время предприятия г.Астаны, по крайней мере из числа опрошенных, мало используют возможности Интернет для поиска информации о поставщиках на рассматриваемом рынке. Скорее всего, это связано с недостаточным вниманием со стороны местных компаний-поставщиков к информационным возможностям Интернет. Реклама в печатных средствах массовой информации позволяет лишь заинтересовать потенциального клиента, в то время как информация о предлагаемой продукции, технических характеристики, прайс-листы размещать в СМИ дорого и непрактично. Интернет же позволяет подробно и оперативно информировать клиентов о всем этом. Более того, при желании можно делать заказ на технику в режиме он-лайн. 

Таблица 14. Источники информации о поставщиках транспортных средств

 

Источник

Ранг (в среднем по всем респондентам)

Реклама в прессе

1,32

Бизнес-справочники

1,95

Лизинговые компании

3,00

Интернет

3,33

Другое

3,33

Специализированные источники

3,71

 Среди наиболее известных поставщиков грузовой и специальной автотехники в г. Астана чаще всего упоминались Акмолинский автоцентр КАМАЗ (69,0% респондентов), компании «Вираж» (31,0%) и «Бипек-Авто (24,1%). Также более чем один раз упоминались «Астана-Финанс», «Астана-СтройДор» и «БелКа». 

Таблица 15. Наиболее известные поставщики грузовой и специальной автотехники
 в г. Астана (по результатам опроса) 

Поставщики грузовой и спец. техники в г. Астана

Доля ответов, %

Автоцентр КАМАЗ

69,0%

Вираж

31,0%

Бипек-Авто

24,1%

Астана-Финанс

10,3%

Астана-СтройДор

6,9%

БелКа

6,9%

 

Основные факторы выбора поставщика 

По оценкам респондентов для предприятий при выборе поставщика транспортных средств / спецтехники наиболее важными факторами являются цена и сроки поставок. Немаловажным фактором также является длительность присутствия поставщика на рынке. Об этом также свидетельствует лидирующая роль Акмолинского автоцентра КАМАЗ на рынке грузовых автомобилей г. Астаны. 

Таблица 16. Оценка основных факторов выбора поставщика транспортных средств 

Фактор

Ранг (в среднем по всем респондентам)

Цена

1,76

Сроки поставок

2,86

Длительность присутствия поставщика на рынке

3,34

Возможность договориться

3,56

Рекомендации коллег, репутация поставщика

3,58

При этом 69% предприятий предпочитают покупать технику у одного поставщика. Остальные 31% покупают технику у разных поставщиков в зависимости от ситуации. На основании этого можно сказать, что в городе еще недостаточно развита конкуренция на рынке большегрузных автомобилей. Что характерно, доля предприятий, предпочитающих покупать технику у одного поставщика, примерно соответствует доле КАМАЗа на этом рынке.

 

Проблемы, связанные с поиском и приобретением грузовой и специальной автотехники

86,2% предприятий никогда не сталкивались с трудностями поиска поставщиков необходимой грузовой и специальной автотехники. Остальные 13,8% указали, что среди проблем при поиске поставщиков необходимой грузовой и спецтехники - поставки и ограниченные финансы в предыдущие годы, трудности с приобретением запчастей и проблемы при выборе поставщика, связанные с ограниченным числом поставщиков.

Хотя анализ деятельности поставщиков грузовой и специальной автотехники показывает, что для улучшения их услуг еще существуют значительные неиспользованные резервы,  интересен тот факт, что 82,8% предприятий утверждают, что никогда не сталкивались с трудностями при взаимодействии с поставщиками грузовой и специальной автотехники. Для других предприятий (17,2% от числа опрошенных) определенными трудностями и проблемами при взаимодействии с поставщиками необходимой грузовой и спец. техники являются высокие цены, долгие сроки поставки и таможенные барьеры.

В настоящее время на рынке существуют предложения, которые отличаются по цене и качеству. Техника одних производителей выигрывает по цене и быстро окупаема, но уступает по качеству технике других производителей. По утверждениям 93,1% участников опроса для них наиболее важно высокое качество техники, и лишь для 6,9% самым важным является быстрая окупаемость техники.

Однако в действительности, в условиях стремительного экономического роста в Астане, многие компании стремятся как можно скорее окупить свои инвестиции в автотехнику. Это подтверждает и тот факт, выявленный в ходе опроса, что для предприятий при выборе собственно транспортных средств/спецтехники наиболее важным фактором является цена. На втором месте - надежность в эксплуатации. Затем по важности следуют такие факторы как наличие запасных частей и сервис-центра. 

Таблица 17. Оценка основных факторов выбора техники 

 

Фактор

Ранг (в среднем по всем респондентам)

  1. 1.

Цена

2,90

  1. 2.

Надежность в эксплуатации

3,29

  1. 3.

Наличие запасных частей

3,59

  1. 4.

Наличие сервисного центра обслуживания

3,62

  1. 5.

Гарантийный срок эксплуатации

3,68

  1. 6.

Технические характеристики

4,19

  1. 7.

Наличие опыта, знаний и навыков по эксплуатации техники определенных производителей

6,30

Респондентам было предложено оценить состояние предложения на рынке грузовых автомобилей и спецтехники и существующие проблемы данного рынка. По мнению ряда респондентов, проблем с предложением нет, есть большой выбор и рынок на данный момент очень разнообразен, «…что хочешь можно купить кроме военной техники…».

Однако большинство участников опроса считают, что состояние предложения на рынке грузовых автомобилей и спецтехники не соответствует спросу.

Среди существующих проблем назывались: 

  • Очень малый выбор поставщиков, в частности мало фирм, которые могут предложить машины с Западной Европы и Японии. Отмечается слабая реклама поставляемой техники. Автомобили из Западной Европы и Японии не берут из-за дороговизны, нет сервис-центров, нет оборудования и специалистов для этой техники. Нет большого выбора спецтехники. 
  • Недостаточное качество предлагаемой техники, в том числе и производства заводов КАМАЗ и МАЗ. Недоделки по многим деталям. 
  • Отсутствие баланса "цена-качество", то есть техника производства Западной Европы удовлетворяет по качеству, но неприемлема по цене, техника производства КНР удовлетворяет по цене, но не соответствует требованиям по качеству. Остается выбирать между КАМАЗами и МАЗами, при этом, по мнению ряда опрошенных, качество также не соответствует цене, хотя и средней по отношению к ценам на европейскую и китайскую технику. 
  • Отсутствие гарантийного обслуживания.
  • Недостаток запчастей, в частности на технику производства Западной Европы.
  • Отсутствие своих производителей, в частности по грузовой спецтехнике.

Можно утверждать, что на нынешнем этапе потребителя уже не удовлетворяет сформировавшийся за 30 лет монобрендовый (КАМАЗ) рынок крупнотоннажных автомобилей в Астане. При этом, такая ситуация невысокого уровня конкуренции также не способствует развитию и продвижению этого бренда. Только в условиях сильной конкуренции производители будут стремиться улучшить качество своей продукции и реагировать на изменение цен на рынке, а их дилеры будут стремиться повысить уровень сервисного обслуживания.

 

Основные участники и их доли на рынке большегрузных автомобилей и специальной автотехники

Среди заводов-изготовителей большегрузных автомобилей и спецтехники, наиболее представленных в автопарке Астаны, четыре фирмы СНГ – Камский автомобильный завод (Российская Федерация), Минский автомобильный завод (Республика Беларусь), Кременчугский  автомобильный завод (Украина) и Уральский автомобильный завод (Российская Федерация). Среди распространенных в парке Астаны марок грузовых автомобилей производства Западной Европы – германские Mercedes-Benz и MAN. Также на рынке присутствуют автомобили IVECO, Tatra, Volvo, Scania и DAF. Среди китайских производителей наибольшее распространение получили в последние годы автомобили CNHTC (HOWO и Steyr), Dongfeng Nissan Diesel и спецтехника XCMG. В грузовом автопарке г. Астаны также представлена техника производства Кореи и Японии. 

Таблица 18. Заводы-изготовители, наиболее представленных в парке большегрузных автомобилей Астаны (на основании данных УДП г.Астаны) 

Завод-изготовитель

Кол-во

КАМАЗ

3869

МАЗ

659

КРАЗ

181

Mercedes-Benz

164

УРАЛ

153

MAN

103

IVECO

64

CNHTC (HOWO и Steyr)

60

Tatra

32

Dongfeng

32

Volvo

29

Scania

17

DAF

13

 

На основании данных УДП г.Астаны на 1 сентября 2006г. численность большегрузных автомобилей (тяжелых грузовиков) и спецтехники на автомобильном шасси можно оценить в 5,7 тысяч единиц. В таблице 19 приведены оценочные данные по количеству машин марок КАМАЗ и МАЗ и сводные данные по автомобилям других производителей СНГ, Западной Европы, КНР, Японии и Кореи. 

Таблица 19. Парк большегрузных автомобилей Астаны
(на основании данных УДП г.Астаны) 

Завод-изготовитель/Регион

На 1 сент. 2006

2005

Рост парка, 2006 к 2005

Кол-во

Доля

Кол-во

Доля

КАМАЗ

3869

67,8%

2987

70,8%

129,5%

МАЗ

659

11,5%

493

11,7%

133,7%

Другие СНГ*

488

8,5%

339

8,0%

144,0%

Западная Европа**

406

7,1%

295

7,0%

137,6%

КНР

252

4,4%

88

2,1%

286,4%

Япония

28

0,5%

11

0,3%

254,5%

Корея

8

0,1%

3

0,1%

266,7%

Всего

5710

100%

4216

100%

135,4%

 *включая спецтехнику на неидентифицированным автомобильном шасси (может быть и КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ, Урал и др.)

** включая  автомобили TATRA

Автомобили производства КРАЗ (Украина) и УралАЗ (Россия) включены в другие производители СНГ. Остальные автомобили производства СНГ представляют собой спецтехнику на неидентифицированным автомобильном шасси (т.е. в данных УДП г.Астаны не указан завод-изготовитель шасси). 

Таблица 20. Парк большегрузных автомобилей КРАЗ и УРАЛ в Астане 

Завод-изготовитель

На 1 сент. 2006

2005

Кол-во

Доля

Кол-во

Доля

КРАЗ

181

3,2%

151

3,6%

УРАЛ

153

2,7%

115

2,7%

Согласно результатам опроса, проведенного в рамках данного исследования, 79,3% предприятий утверждают, что предпочитают покупать технику одного производителя. Остальные 20,7% покупают технику разных производителей в зависимости от ситуации. Это свидетельствует об определенной неразвитости рынка данного продукта. В то время как на международном рынке предлагаются модели грузовых автомобилей не одного десятка фирм, на рынке г.Астаны многие все еще предпочитают покупать технику только одного производителя (и по большей части это - КАМАЗ). При отсутствии широкого выбора покупатель «вынужденность» называет «предпочтением». 

На 1 сентября 2006 года доля КАМАЗа в парке большегрузных автомобилей г. Астаны составляла около 68%. При почти 30% росте парка автомобилей КАМАЗ по сравнению с 2005 годом, доля продукции этого завода в распределении по участникам рынка (КАМАЗ, МАЗ, Западная Европа, КНР, Япония, Корея) снизилась на 3%. 

Диаграмма 4. Рост парка большегрузных автомобилей Астаны в 2005-2006гг.

 

Можно приблизительно оценить объемы продаж большегрузных автомобилей по приросту парка на основании данных УДП (причинами изменения количества автомобилей в парке могут быть не только регистрация новых транспортных средств, но и снятие с учета и т.п.). 

Тогда ориентировочно доля КАМАЗа в общем объеме продаж за 8 мес. 2006г. составила 59%, доля автомобилей производства МАЗ - 11,1%, примерно столько же было продано машин производства автомобильных заводов КНР. При таких темпах роста продаж китайской техники можно ожидать в 2007 году увеличение доли машин производства КНР до 18%. 

Диаграмма 5. Оценка объема продаж большегрузных автомобилей
 г. Астаны по участникам рынка

 

За последние годы практически все автозаводы СНГ расширили и обновили модельный ряд выпускаемых большегрузных автомобилей. Однако, по мнению российских экспертов, большинство моделей грузовых автомобилей, производимых в странах СНГ, не избавились от своих старых недостатков. Новинки получаются "сырыми", ненадежными. Производители грузовых автомобилей стран СНГ (Россия, Беларусь и Украина) не успевают ни повысить качество выпускаемой продукции, ни привести модельный ряд в соответствие с потребностями рынка. В итоге они начинают терять позиции даже в традиционных для себя сегментах рынка. 

И хотя в настоящее время в городском автопарке тяжелых машин доминируют российские и белорусские марки (79,3% парка), в отдельных сегментах машины, производимые в дальнем зарубежье – в Западной Европе, Японии и КНР, пользуются возрастающим спросом. 

На продажи российских и белорусских автомобилей негативно влияет проблема низкого качества обслуживания. Раньше система обслуживания опиралась на ремонтные службы АТП, которые сегодня деградировали или трансформировались в другой бизнес, а автозаводы России и Белоруссии никак не могут создать современные дилерские сети. Основой доминирования КАМАЗа на рынке г.Астаны является существующий уже 30 лет Акмолинский автоцентр КАМАЗ. Оборотной стороной такого монопольного положения является снижение уровня сервисного обслуживания в условиях резкого роста автопарка. Автоцентр уже не справляется с обслуживанием всего имеющегося парка. 

В результате доля продукции автозаводов СНГ снижается и отстает от роста рынка грузовиков. Если учесть ввоз подержанных автомобилей, то это отставание будет еще более заметным. По нашим оценкам, в Астане объемы продаж российских и белорусских грузовиков в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличатся на 30%, иномарок производства Западной Европы (с учетом подержанных) будет продано на 45% больше, продукции производства КНР – примерно в 2,5 раза и доля китайских автомобилей может превысить 8% от всего парка большегрузных автомобилей и спецтехники, в основном за счет снижения доли машин КАМАЗ в автопарке г.Астаны. 

В ходе опроса респонденты оценили достоинства и недостатки грузовой крупнотоннажной автотехники производства СНГ, Западной Европы и КНР. Необходимо учесть относительность этих суждений, так например, характеризуя автомобили КАМАЗ, одни респонденты говорили о ее надежности, другие – о ненадежности. 

Таблица 21. Сводка мнений респондентов по достоинствам и недостаткам
грузовой крупнотоннажной автотехники производства СНГ, Западной Европы и КНР 

Производство

Достоинства/Недостатки

Сводка мнений респондентов

КАМАЗ

Достоинства (плюсы) покупки автомобиля (Почему покупают этот автомобиль)

ремонтопригодный,

простота в эксплуатации, легкодоступная,

доступность запасных частей,

доступная (приемлемая) цена

широко применяемая

хорошие технические характеристики

простота обслуживания, универсальность

простая техника,

наличие сервиса,

надежность

налажен сервис

короткий срок поставки запчастей

Недостатки (минусы) покупки автомобиля (Почему не покупают этот автомобиль)

частые поломки

усложненная техника

не всегда есть гарантия

резина не соответствует грузоподъемности

низкое качество

ненадежность

слабое сервисное обслуживание

 

МАЗ

 

Достоинства (плюсы) покупки автомобиля (Почему покупают этот автомобиль)

простота

практичность

экономичность,

высокая грузоподъемность

надежность,

приемлемая цена,

прочность,

мощный, крепкий и долговечный двигатель

Недостатки (минусы) покупки автомобиля (Почему не покупают этот автомобиль)

отсутствие запчастей

отсутствие сервис-центров

недоработки в ходовой части

низкое качество

Пр-во Западной Европы

Достоинства (плюсы) покупки автомобиля (Почему покупают этот автомобиль)

высокое качество

качество соответствует цене

иногда не соответствуют условиям Казахстана
 (именно сборка техники)

качество запасных частей

надежность

экономичность

большой ресурс и потенциал

Недостатки (минусы) покупки автомобиля (Почему не покупают этот автомобиль)

нет поставщиков

отсутствие сервис-центров («абсолютно нет сервиса»)

высокая цена,

дороговизна запчастей и их недоступность

длительность поставки запчастей

Пр-во КНР

Достоинства (плюсы) покупки автомобиля (Почему покупают этот автомобиль)

низкая (доступная, приемлемая) цена

дешевизна запасных частей

приемлемая мощность двигателя

Недостатки (минусы) покупки автомобиля (Почему не покупают этот автомобиль)

низкое качество

некачественная сборка

устаревшие технологии

недостаток запчастей, ненадежность

отсутствие сервисного центра

небольшой ресурс в работе, длительность поставки запчастей

 

Ниже представлена информация по основным участникам рынка большегрузных автомобилей и их присутствию на рынке Казахстана и г.Астаны.

 

....

 

Выводы и рекомендации

На основании данных УДП г.Астаны на 1 сентября 2006г. численность большегрузных автомобилей (тяжелых грузовиков) и спецтехники на автомобильном шасси можно оценить в 5,7 тысяч единиц.

Высокие темпы развития г.Астаны определяют текущий высокий спрос на грузовую и специальную автотехнику. Рост парка грузовых автомобилей в г.Астане значительно опережает рост автомобильного парка в целом по Казахстану.

Особенностью рынка Астаны является более высокая, чем в среднем по Казахстану, динамика насыщения автотранспортных компаний, транспортных подразделений строительных компаний и предприятий по производству строительных материалов новыми, современными машинами. Так, если в 2005 году автотехника со сроком службы до 5 лет включительно составляла  34,4% от всего парка, то на 1 сентября 2006 года доля такой техники уже составляет 38,6%, а если учитывать, что до конца 2006 года компании будут продолжать свои закупки новой техники, то по итогам 2006 года эта доля будет еще выше. В 2005г. и 2006 г. (по данным за 8 мес.) новые машины со сроком службы до 2 лет составляли около 20% парка.

Однако также необходимо отметить, что на 1 сентября 2006 года 54% от всего парка грузовых автомобилей и спецтехники г. Астаны составляли машины сроком службы более 13 лет. Хотя тенденция к уменьшению их числа обнадеживает – в 2005 году машин сроком службы более 13 лет было 60,7%, наличие такого значительного парка устаревшей техники требует значительных усилий предприятий на поддержание ее в работоспособном состоянии и неблагоприятно влияет на экологическую обстановку в городе.

Парк автомобилей городских коммунальных организаций пока еще в основном включает в себя мало- и среднетоннажные коммунальные машины. Однако, как ожидается, с ростом потребностей города все большее место в парке будут занимать крупнотоннажные автомобили.

По мнению участников пилотного опроса, спрос на большегрузные автомобили и спецтехнику на рынке г. Астана очень высок, обосновывая тем, что на данный момент в городе идет масштабное строительство и дорожные работы. Ряд респондентов указали на наличие высокого спроса на самосвалы, автокраны, АБН. Также отмечалось, что спрос превышает предложение, то есть пока еще ограничен выбор грузовой и специальной автотехники как в плане модельного ряда, так и возможностей выбора цены. Отмечалось наличие спроса на грузовые автомобили и спецтехнику производства КНР и западные иномарки.

На данный момент в г.Астана поставками грузовой и специальной автотехники на регулярной основе занимаются порядка десяти компаний. На рынок грузовой автотехники Астаны также осуществляют поставки компании из других городов Казахстана (в основном из Алматы и Павлодара) и зарубежные компании через свои представительства в г.Астана или напрямую.

В основном поставщиками грузовой и специальной автотехники в г.Астана являются официальные дилеры ведущих производителей СНГ – заводов КАМАЗ (Российская Федерация) и МАЗ (Республика Беларусь). В настоящее время поставщики грузовой автотехники в г.Астана предлагают широкий ассортимент среднетоннажных и тяжелых самосвалов, седельных тягачей, бортовых автомобилей, автомобильных кранов, строительных подъемников, автобетоносмесителей (АБС) и автобетононасосов (АБН), прицепную и другую технику.

В 2006 году наиболее разнообразный ассортимент предлагаемой продукции предлагали официальные дилеры завода МАЗ – фирмы «Казресурспром» и «БелКа», завода КАМАЗ - Акмолинский Автоцентр КАМАЗ, «Авто-Трейд-К», «Бипек-Авто». В значительной степени широта ассортимента (в особенности у «Казресурспром») обеспечивается большим предложением техники российских и белорусских специализированных заводов, которые занимаются производством автокранов и автобетоносмесителей.

Большинство компаний-поставщиков г.Астаны осуществляют поставки техники на условиях DDP (доставка с оплатой таможенной пошлины).

Одним из перспективных направлений является развитие лизинговых форм реализации автотехники. По результатам пилотного опроса предприятий можно оценить долю машин, находящихся в лизинге. В парке опрошенных предприятий в лизинге находятся 17% машин. При этом 93,1% машин, приобретенных за 8 месяцев 2006 года, находятся в лизинге. 

Также согласно результатам опроса, 92,5% закупок частными компаниями планируется осуществить за счет лизинга, 3,1% - за счет кредитов и 4,4% - только за счет собственных средств.

Информация о поставщиках транспортных средств / спецтехники в основном берется из таких источников как реклама в прессе, бизнес-справочники и лизинговые компании.

Среди наиболее популярных средств массовой информации назывались такие издания как «Инфо-Цес», «Из рук в руки», реже упоминались «Вираж» и «Колесо». Были упомянуты такие бизнес-справочники как «Бизнес-Астана» и «Товары-Услуги-Цены». Примечательно, что в настоящее время лизинговые компании и банки не только предоставляют свои финансовые услуги, но и служат для компаний и частных лиц важным источником информации о поставщиках транспортных средств / спецтехники. В основном опрошенные предприятия упоминали «Астана-Финанс» и «Цесна-Банк».

Важно отметить, что в настоящее время предприятия г.Астаны, по крайней мере из числа опрошенных, мало используют возможности Интернет для поиска информации о поставщиках на рассматриваемом рынке. Скорее всего, это связано с недостаточным вниманием со стороны местных компаний-поставщиков к информационным возможностям Интернет. Реклама в печатных средствах массовой информации позволяет лишь заинтересовать потенциального клиента, в то время как информация о предлагаемой продукции, технических характеристики, прайс-листы размещать в СМИ дорого и непрактично. Интернет же позволяет подробно и оперативно информировать клиентов о всем этом. Более того, при желании можно делать заказ на технику в режиме он-лайн.

Большинство участников опроса считают, что состояние предложения на рынке грузовых автомобилей и спецтехники не соответствует спросу.

Среди существующих проблем назывались:

-   Очень малый выбор поставщиков, в частности мало фирм, которые могут предложить машины с Западной Европы и Японии. Отмечается слабая реклама поставляемой техники. Автомобили из Западной Европы и Японии не берут из-за дороговизны, нет сервис-центров, нет оборудования и специалистов для этой техники. Нет большого выбора спецтехники. 

-     Недостаточное качество предлагаемой техники, в том числе и производства заводов КАМАЗ и МАЗ. Недоделки по многим деталям.

-      Отсутствие баланса "цена-качество", то есть техника производства Западной Европы удовлетворяет по качеству, но неприемлема по цене, техника производства КНР удовлетворяет по цене, но не соответствует требованиям по качеству. Остается выбирать между КАМАЗами и МАЗами, при этом, по мнению ряда опрошенных, качество также не соответствует цене, хотя и средней по отношению к ценам на европейскую и китайскую технику.

-    Отсутствие гарантийного обслуживания.

-   Недостаток запчастей, в частности на технику производства Западной Европы. 

-    Отсутствие своих производителей, в частности по грузовой спецтехнике.

Можно утверждать, что на нынешнем этапе потребителя уже не удовлетворяет сформировавшийся за 30 лет монобрендовый (КАМАЗ) рынок крупнотоннажных автомобилей в Астане. При этом, такая ситуация невысокого уровня конкуренции также не способствует развитию и продвижению этого бренда. Только в условиях сильной конкуренции производители будут стремиться улучшить качество своей продукции и реагировать на изменение цен на рынке, а их дилеры будут стремиться повысить уровень сервисного обслуживания.

На 1 сентября 2006 года доля КАМАЗа в парке большегрузных автомобилей г. Астаны составляла около 68%. При почти 30% росте парка автомобилей КАМАЗ по сравнению с 2005 годом, доля продукции этого завода в распределении по участникам рынка (КАМАЗ, МАЗ, Западная Европа, КНР, Япония, Корея) снизилась на 3%.

Ориентировочно доля КАМАЗа в общем объеме продаж за 8 мес. 2006г. составила 59%, доля автомобилей производства МАЗ - 11,1%, примерно столько же было продано машин производства автомобильных заводов КНР. При таких темпах роста продаж китайской техники можно ожидать в 2007 году увеличение доли машин производства КНР до 18%.

На продажи российских и белорусских автомобилей негативно влияет проблема низкого качества обслуживания. Раньше система обслуживания опиралась на ремонтные службы АТП, которые сегодня деградировали или трансформировались в другой бизнес, а автозаводы России и Белоруссии никак не могут создать современные дилерские сети. Основой доминирования КАМАЗа на рынке г.Астаны является существующий уже 30 лет Акмолинский автоцентр КАМАЗ. Оборотной стороной такого монопольного положения является снижение уровня сервисного обслуживания в условиях резкого роста автопарка. Автоцентр уже не справляется с обслуживанием всего имеющегося парка.

В результате доля продукции автозаводов СНГ снижается и отстает от роста рынка грузовиков. Если учесть ввоз подержанных автомобилей, то это отставание будет еще более заметным. По нашим оценкам, в Астане объемы продаж российских и белорусских грузовиков в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличатся на 30%, иномарок производства Западной Европы (с учетом подержанных) будет продано на 45% больше, продукции производства КНР – примерно в 2,5 раза и доля китайских автомобилей может превысить 8% от всего парка большегрузных автомобилей и спецтехники, в основном за счет снижения доли машин КАМАЗ в автопарке г.Астаны.

По мнению респондентов проведенного пилотного опроса среди необходимых видов сервиса для грузовых автомобилей, которые отсутствуют на СТО и сервис-центрах г.Астаны, можно отметить:

-        отсутствие сервиса и запчастей для машин пр-ва Западной Европы (в частности ремонт топливной аппаратуры, тормозных механизмов и воздушной системы для западных иномарок);

-        отсутствие сервис-центра МАЗ;

-        отсутствие шиномонтажа грузовых автомобилей;

-        отсутствие сервис-центров по ремонту тяжелой спецавтотехники;

-        отсутствие эвакуатора грузовых автомобилей.

 Другие проблемы:

-        проблемы с обслуживанием электрооборудования, электроники и гидравлики (не хватает специалистов по электронике и гидравлике);

-        проблемы с ремонтом редукторов, блока ДВС, шатунов, топливной аппаратуры, восстановительным ремонтом, диагностикой двигателя и электроаппаратуры.

По мнению респондентов на территории Казахстана наиболее предпочтительна сборка грузовых автомобилей и спецтехники фирм СНГ, Западной Европы и Японии, некоторые конкретно называли такие автомобильные фирмы как КАМАЗ, МАЗ, Mercedes-Benz. По мнению ряда респондентов опроса, на территории Казахстана необходимо наладить сборку таких специальных видов автотехники как автобетоносмесители, автобетононасосы и автомобильные краны.

В интересах предприятий города приоритетом на 2007 год должно стать улучшение возможностей по сервисному обслуживанию и ремонту большегрузных автомобилей и спецтехники, а также более полное обеспечение запасными частями. Необходимо улучшить информированность предприятий г.Астаны о существующих поставщиках техники и услуг.

В целях развития рынка большегрузных автомобилей в Астане можно рекомендовать содействие существующим компаниям-поставщикам в создании и развитии сервис-центров и складов/магазинов запасных частей. Существующие компании должны принять меры для улучшения гарантийного сервисного обслуживания, улучшить техническое оснащение своих сервис-центров и квалификацию специалистов. Заводы-изготовители из стран СНГ, в особенности КАМАЗ и МАЗ, должны обратить внимание на проблемы своих официальных дилеров в Казахстане и усилить свое присутствие на рынке Астаны вплоть до инвестиций в создание сервис-центров и сборочных производств.

Для расширения и насыщения рынка необходимо предпринять меры по привлечению новых компаний-поставщиков большегрузных автомобилей и провайдеров услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузовой и специальной автотехники, торговых компаний по продаже запасными частями. Желательно, чтобы новые участники рынка одновременно с продажами техники разворачивали свои полноценные сервисные и ремонтные базы, склады запчастей, и вкладывали в обучение специалистов-ремонтников. Примерный бизнес-план создания станции технического обслуживания большегрузных автомобилей приведен в приложении к данному маркетинговому исследованию.

Определенные возможности для создания нового бизнеса в Астане имеются в сфере сборочного производства самосвалов, автобетоносмесителей, автобетононасосов и автомобильных кранов. С этой целью необходимо рассмотреть возможности создания на территории СЭЗ г.Астаны совместных предприятий с производителями техники из СНГ, Западной Европы и КНР. Далеко не исчерпаны возможности сотрудничества с заводом КАМАЗ, необходимо инициировать разработку инвестиционных предложений для завода МАЗ. Такие специализированные предприятия, как Туймазинский завод автобетоновозов, автокрановые заводы из Клинцов, Галича, Иваново, другие аналогичные предприятия также могли бы осуществлять сборку АБС, АБН и автокранов в Астане, конечно же, при условии достаточной экономической эффективности таких производств. Растущий спрос на западноевропейскую технику позволяет надеяться на возможный интерес ведущих автомобильных фирм к созданию своих производств на территории Казахстана. При соблюдении жестких требований по качеству возможно создание совместных производств и с производителями КНР. 

Результаты маркетингового исследования и финансовые расчеты, проведенные в рамках настоящего бизнес-плана, показывают состоятельность идеи создания сервис-центра для большегрузных автомобилей.