Руководство по бизнес-планированию

1. Что такое бизнес-план и для чего он нужен ? 

2. Как разработать бизнес-план проекта 

3. Жизнеспособная бизнес-идея – залог успеха 

4. Структура бизнес-плана 

5. План маркетинга или «потребности рынка – ориентир для предпринимателя»  

6. План производства 

7. План управления 

8. Финансовый план 

9. Финансовый анализ 

 

2. Как разработать бизнес-план проекта

   

Как ни странно, успех в бизнесе - это результат планирования. Поэтому прежде чем открыть дело, предприниматель должен иметь детально написанный ПЛАН, указывающий окончательную цель, путь к цели, и каждый верстовой столб на пути к цели. На основе этого и разрабатывается бизнес-план.

 

В этой теме мы рассмотрим общий подход к разработке бизнес-плана. Следует помнить, что разработка даже самого маленького бизнес-плана, включая сбор необходимых сведений и оформление, занимают обычно не менее двух недель довольно напряженной работы, а более крупные проекты требуют значительно большего времени. 

В разработке бизнес-плана следует выделить два этапа: подготовительный и основной. 

 

А. Подготовительный этап. 

Для начала следует четко сформулировать (желательно письменно) бизнес-идею, т.е. это идея о том как  зарабатывать деньги на рынке в избранной сфере. Рынок – это нечто иное, как люди (и организации), являющиеся потенциальными покупателями товаров и услуг, которые удовлетворяют их желания и потребности. Общая схема бизнеса описывается следующей последовательностью действий: 

  • Найдите тот товар или услугу, который или которую будут покупать на рынке
  • Определите потенциальных покупателей и их платежеспособность.
  • Удовлетворите эту потребность продажей товара или услуги.

  

Возникшую бизнес-идею следует детально продумать, прежде чем приступить к её реализации. Именно бизнес-план позволяет сделать это. Если не потратить достаточно времени и усилий на подготовку бизнес-плана, его пристанищем будет мусорная корзина адресата.

Таким образом, бизнес-идея должна описать процесс производства и продажи товара/услуги людям, обладающим определенной платежеспособностью. Сформулированная письменно бизнес-идея является стержнем будущего бизнес-плана. Затем выполните предварительный расчет прибыльности бизнес идеи, причем надо учесть два необходимых условия: 

  • Себестоимость продукции должна быть ниже рыночной цены
  • Cредств должно быть достаточно для осуществления бизнес-плана. 

Для этого предприниматель собирает всю доступную информацию о расходах и возможных доходах. Если предварительный расчет показывает окупаемость вложенных средств, то можно переходить к основному этапу разработки бизнес-плана.

 

Пример бизнес-идеи: Открытие мини-кондитерского цеха по выпуску кондитерских изделий (пряников и булочек) со сбытом выпускаемых кондитерских изделий на местном рынке.

 

Пример предварительного расчета себестоимости:

 

  1. Пряники

Расчет себестоимости 1 кг пряников. Для этого расчет ведется на 1 партию готовой продукции.

Наименование сырья

Количество

Цена

сумма

1

Мука

13 кг

7

91

2

Кефир

6 л

5

30

3

Сахар

6,8 кг

21

142,8

4

Сода

150г

2

3

5

Апельсиновая эссенция

2 гр

2,5

5

6

Электро энергия

10 квт/час

0, 96

9,6

7

Оплата труда

1 партия

4

10

8

Амортизация

 

 

10

9

Комм.услуги

 

 

10

10

Патент

 

 

8,2

 

Итого:

 

 

301,6

Из всего заготовленного сырья выходит 25 кг чистой продукции.

Соответственно себестоимость 1 кг пряников = 319,6 / 25 = 12,78 сом

Так как оптовая цена 1 кг пряника на рынке в среднем 18 сом, значит валовый доход из продажи 1кг пряника 18- 12,87= 5,22 сома.

 

  1. Булочки

Расчет себестоимости 1 шт. булочки ведется на 1 партию готовой продукции.

 

Наименование сырья

Количество

Цена ед.

Сумма

1

Мука

50 кг

11

550

2

Сахар

2 кг

21

42

3

Сахароза

10г

150

15

4

Дрожжи

500 г

30

15

5

Разл. теста

200г

100

20

6

Яйцо

20 шт

2,5

50

7

Электро энергия

40 квт/час

0, 96

38,40

8

Оплата труда

1 партия

16

16

9

Амортизация

 

 

4

10

Ком.услуги

 

 

4

11

Патент

 

 

 8,20

 

Итого:

 

 

 762,60


Из всего заготовленного сырья выходит 1000 булочек. Соответственно себестоимость 1 булочки 0,76 сома при продажной цене на рынке 1,5 сома.

 

Далее нужно оценить, сколько же средств понадобится предпринимателю для данного бизнеса: 

 

На примере пекарни:

Для запуска пекарни требуется оборудование (тестомес и печь) общей стоимостью 22 500 сомов, ремонт помещения стоимостью 2000 сомов, регистрация в налоговой инстпекции, СЭС и т.д. обойдется в 1 000 сомов, и на сырье и зарплату надо 5 000 сомов. Таким образом, на запуск бизнеса потребуется 30 500 сомов.

 

  

Б. Основной этап разработки бизнес-плана. 

Независимо от сферы деятельности, можно отметить несколько стандартных шагов, которые необходимо последовательно пройти при разработке бизнес-плана: 

Б.1.    Определение цели написания бизнес-плана. 

Личной целью предпринимателя может быть цель разбогатеть, но цель бизнеса должна быть сформулирована более четко, т.е. предприниматель должен четко представлять, для чего он разрабатывает бизнес-план. К примеру: 

    • Заработать доход минимум $ХХХ в течение первого года
    • Достичь оборота капитала $ХХХ за определенный срок
    • Первым внедрить новый спектр товаров или услуг
    • Завоевать ХХ% рынка 

 

Пример цели бизнес–плана: Получить доход в 70 000 сомов прибыли от выращивания и продажи картофеля на 1 Га земли в с. Акшалы Ноокатского района.

Б.2.    Четкое определение круга читателей бизнес-плана.

Следует четко представлять, готовится ли бизнес-план для пользования самого предпринимателя или же он предназначен для изучения инвесторами - будущие инвесторы, коммерческие банки, партнеры и др. 

Б.3.    Сбор информации, необходимой для написания бизнес-плана. 

На этом этапе необходимо выявить источники информации для разработки бизнес-плана и накопить определенный объем информации для начала работы над бизнес-планом. 

Б.4.    Выбор структуры бизнес-плана и непосредственное написание текста пояснительной записки по структуре бизнес плана (см раздел 4.4). 

Предпринимателю, решившему начать подготовку бизнес-плана, предназначенного для получения внешнего финансирования (для контактов с партнерами), необходимо четко понять два таких важных момента: 

  • разработка бизнес-плана - длительный и трудоемкий процесс
  • процесс принятия решения (время с момента подачи бизнес-плана на рассмотрение до принятия кредитором либо инвестором решения) о финансировании проекта требует довольно больших затрат времени. 

Приступая к написанию бизнес-плана, предприниматель должен помнить о некоторых важных вещах:

  • По объему бизнес-план должен иметь примерно 15-25 страниц в зависимости от объема финансирования
  • Бизнес-план должен легко читаться и быть понятным, без опечаток и грамматических ошибок.
  • Бизнес-план должен отражать возможность выйти на большой и прибыльный рынок.
  • Бизнес-план должен отражать силу и знание вашей управленческой команды.

 

Чего не следует отражать в бизнес-плане:

  • Нельзя делать нереалистичные прогнозы
  • Нельзя недооценивать трудности развития бизнеса.
  • Нельзя недооценивать конкуренцию
  • Нельзя предполагать, что читатели знают технический лексикон вашего бизнеса.
  • Нельзя включать длинные и чересчур узкие технологические термины.
  • Нельзя включать в план информацию высоко конфиденциального статуса.
  • Нельзя избегать обсуждения риска, сопутствующего бизнесу. Это может подорвать доверие к вашему плану.


<<<Назад                                                                                                               >>> Далее 


Консалтинговое Агентство "Эксперт" благодарит Нусупова А. за предоставленные материалы.