Руководство по бизнес-планированию

1. Что такое бизнес-план и для чего он нужен ? 

2. Как разработать бизнес-план проекта 

3. Жизнеспособная бизнес-идея – залог успеха 

4. Структура бизнес-плана 

5. План маркетинга или «потребности рынка – ориентир для предпринимателя»  

6. План производства 

7. План управления 

8. Финансовый план 

9. Финансовый анализ

 

 3. Жизнеспособная бизнес-идея – залог успеха

В бизнесе не существует магической формулы успеха, но есть проверенное очень многими правило, которое гласит: «Предприниматель, который неудачно планирует, планирует неудачу».


Как возникают идеи у тех, кто хочет начать свой бизнес? Опыт показывает, что прежде всего начинающий предприниматель исходит из того, что он умеет делать, и предприниматель задается вопросом - что я могу предложить на рынке? Немногие из начинающих предпринимателей анализируют ситуацию на рынке, не задаются таким важным вопросом «А что же пользуется спросом на рынке?».


Керим несколько лет проработал менеджером в сети супермаркетов «Народный». Хотя ему нравилась его работа, он был неудовлетворен доходами, т.к. они не позволяли ему рассчитывать на покупку собственного жилья. Он прекрасно понимает, что он работал по найму и не зарабатывал достаточно денег для обустройства своего жилья. В настоящее время он подумывает о создании своего собственного бизнеса, но пока у него нет представления о том, каким бизнесом он хотел бы заняться и с чего начать.


Если предприниматель развивает стоящую бизнес-идею, то со временем этот бизнес может принести и желаемый доход, и статус, и личный рост, и удовлетворение, и т.д. Но большинство начинающих предпринимателей недолго раздумывают над выбором бизнес-идеи, и опираются на общеизвестные примеры, показывающие как «можно заработать, не прикладывая особых усилий». И начинают слепо копировать эти примеры заранее уповая на стабильную и хорошую прибыль. Но очень часто возникает разочарование, когда реальность не соответствует ожидаемым прибылям. Почему так происходит? Многие люди терпят неудачу в силу разных причин: некоторые хотят сделать деньги слишком быстро, некоторые не готовы поставить свой бизнес на первое место, другие же полагают, что любой бизнес должен автоматически процветать, но многие на самом деле недооценивают, что придется постоянно сталкиваться с множеством неожиданных проблем и придется решать их раз за разом.

На рынке бывают ситуации, когда некоторые виды бизнеса развиваются очень быстро, например, в Кыргызстане в первой половине 1990 годов бурное развитие получили коммерческие киоски, и они были настолько выгодным предприятием, что как говорится, было невозможно прогореть. Чем же был обусловлен успех коммерческих киосков (или проще говоря «комков»)? Прежде всего, в то время был просто колоссальный спрос на услуги коммерческих киосков, т.к. прежние торговые сети «советского образца» показали полную неэффективность в изменившихся условиях работы. Авторы лично знали людей, которые смогли хорошо заработать на коммерческих киосках даже без отрыва от основной работы, т.е. они просто поставили киоск, наладили поставки товара и наняли реализатора. Среди них были и чиновники среднего звена, и работники бюджетной сферы, и даже студенты. Но что же произошло потом? Число коммерческих киосков резко выросло, что привело к конкуренции и падению прибылей. В условиях жесткой конкуренции выиграли те владельцы киосков, которые упорно работали, применяли новинки в своей работе, досконально изучали своего клиента и его потребности. Они смогли ежедневно и ежечасно решать множество неожиданных проблем, связанных с ведением бизнеса, например, найти поставщика уникального на данный момент товара, или найти товары должного качества, но со скидками, или предугадывать спрос в зависимости от сезона.


Бизнес будет успешным, если продаст людям то, что им нужно или то, что они хотят, по той цене, которую они могут себе позволить или которую они готовы платить; но в то же время этот бизнес должен также приносить вам достаточный доход и личное удовлетворение.


Предпринимателю нужно будет определить и развивать бизнес идеи, которые будут достаточно хороши и для предпринимателя и для будущих клиентов. Для этого важно, чтобы бизнес-идея была ясно сформулирована.

Четко выраженная бизнес-идея – это отправная точка для хорошего бизнеса!

При разработке бизнес-идей нужно ответить на следующие четыре фундаментальных вопроса:

  • Какие продукты или услуги продавать?
  • Кому сможет этот бизнес продавать свои продукты или услуги?
  • Как будет доставляться продукты или услуги этим клиентам?
  • Какие потребности клиентов должен удовлетворять этот бизнес?

Рассмотрим эти вопросы поподробнее:


  • Какие продукты/услуги?

Первый вопрос, на который Вам надо ответить: Что собирается продавать ваш бизнес? Какой (ие) продукт(ы) или услугу (и) будет продавать Ваш бизнес? Ваша бизнес идея должна исходить из продуктов, которые вам знакомы, или услуг, которые вы можете предоставлять. Это также должны быть продукты или услуги, за которые люди готовы заплатить. 


Продукт – это то, что вы производите сами или то, что вы покупаете с целью перепродажи. Например инструменты, печеные изделия, одежда и пр.

Услуга – это то, что вы делаете для людей, за что они платят. Например, владение небольшим рестораном, доставка товаров, интернет кафе, ремонт изделий, и др.

 

  • Кому продавать продукты или услуги?

Второй вопрос, на который надо получить ответ: Кто будет клиентом этого бизнеса? Кто, в конечном итоге, будет покупать продукты или услуги этого бизнеса? Те клиенты, которых привлечет бизнес, принесут деньги. Должно быть достаточно людей, которые готовы и хотят платить за продукты и услуги, чтобы бизнес приносил прибыль. Прежде, чем что-нибудь производить, важно четко определить, каким клиентам предназначены продукты или услуги.

 

  • Как будет доставляться продукты или услуги этим клиентам?

Это тоже важный аспект бизнес-идеи, т.к. важно понять, что продукты или услуги покупают определенные покупатели, и нужно четко продумать, где и каким образом они будут покупать. Например, предприниматель Алмаз А. производит макаронные изделия и собирается их продавать через торговую сеть «Народный». В этом случае ему понадобится заключить контракт с торговой сетью и закупить оборудование для упаковки и фасовки макаронных изделий, так чтобы покупателям было удобно взять продукт и положить его в сумку. Т.к. клиентами торговой сети «Народный» являются люди с средним и высоким уровнем доходов, то к упаковка макаронных изделий должна соответствовать определенным стандартам качества. Таким образом, бизнес-план Алмаза А. должен предусмотреть затраты и мероприятия для покупки и запуска оборудования для упаковки макаронных изделий.

 

  • Какие потребности клиентов должен удовлетворять этот бизнес?

Предприниматель должен четко сформулировать, какие потребности удовлетворяет его продукты или услуги. Например, если он собирается торговать продуктами питания, то такой вид бизнеса удовлетворяет потребности клиента в пище, а кушать человек хочет каждый день, поэтому можно ожидать, что клиенты буду довольно часто посещать торговую точку. Если речь идет о парикмахерской, то конкретный клиент будет приходить раз в 4-6 недель.

 



<<<Назад                                                                                      >>> Далее 


Консалтинговое Агентство "Эксперт" благодарит Нусупова А. за предоставленные материалы.