Руководство по бизнес-планированию 

1. Что такое бизнес-план и для чего он нужен ?  

2. Как разработать бизнес-план проекта  

3. Жизнеспособная бизнес-идея – залог успеха  

4. Структура бизнес-плана  

5. План маркетинга или «потребности рынка – ориентир для предпринимателя»   

6. План производства  

7. План управления  

8. Финансовый план 

9. Финансовый анализ 

 

4. Структура бизнес-плана

 

Стандартной формы бизнес-плана не существует, но во всех случаях он должен содержать информацию, необходимую для принятия решения о возможности финансирования предприятия. Каждый бизнес-план имеет свои особые черты в зависимости от того, в какой сфере начинает работать предприниматель, какой капитал он хочет получить от банка или инвестиционной компании. 

Тем не менее, есть определенный набор информации, который должен содержаться в бизнес-плане. Поэтому мы будем рассматривать такую структуру бизнес-плана, которая является наиболее распространенной. Итак, бизнес-план как документ должен состоять из 5 составных частей, логически взаимосвязанных друг с другом:

 

4.1. Резюме бизнес-плана

Этот раздел является представлением вашего бизнес-плана и является самой важной частью плана. И хотя он в плане стоит первым, как правило, пишется последним, по той простой причине, что суммирует в себе весь бизнес-план. Краткое изложение плана должно включать в себя:

  • Описание продукта или услуги, уникальности и конкурентоспособности.
  • Потенциал рынка для продукта или услуги.
  • Если есть, то надо включить результаты маркетингового исследования
  • Прогноз, как бизнес будет себя вести в конкурентной борьбе
  • Предприниматель и его опыт  в этом бизнесе.
  • Необходимые финансы для развития бизнеса.

 

4.2. План маркетинга

В плане маркетинга детально описывается продукт/услуга, продажная цена и предполагаемый объем продаж, конкурентоспособность, будущие клиенты бизнеса (подробная характеристика), и рекламные мероприятия. Иными словами, план маркетинга описывает следующее:

  • Что будет продаваться
  • Кто будет покупать
  • Сколько будут покупать
  • По какой цене будут покупать
  • Какие рекламные мероприятия предусмотрены

План маркетинга является наиболее важным в бизнес-плане, т.к. он фактически описывает как предприниматель будет получать деньги за свой продукт или услугу, т.е. как он зарабатывает.

 

4.3. План производства

План производства описывает производственный процесс, необходимые материалы, оборудование, количество и квалификация работников, и расчеты себестоимости продукции. Другими словами, план производства описывает как и с какими затратами будет произведены продукты и услуги для продажи. План производства базируется на объеме производства, указанном в плане маркетинга

 

4.4. План управления

В плане управления описывается как предприниматель будет управлять своим бизнесом, т.е. организационно-правовая форма, налоги, деятельность до начала производства продуктов или услуг.

 

4.5. Финансовый план

Финансовый план описывает какие средства необходимы для запуска бизнеса и где их взять. Информация о необходимых финансах базируется на на объеме производства, указанном в плане маркетинга, описании производственного процесса, стоимости материалов и оборудования, стоимости рабочей силы, указанных в плане производства, и налогах и административных расходах, взятых из плана управления. 


Таким образом, логика написания бизнес-плана показана на рис. 1, причем информация в разных разделах бизнес плана взаимосвязана.

 

Структура бизнес-плана

 


<<<Назад                                                                                                          >>> Далее 


Консалтинговое Агентство "Эксперт" благодарит Нусупова А. за предоставленные материалы.