Руководство по бизнес-планированию

1. Что такое бизнес-план и для чего он нужен ? 

2. Как разработать бизнес-план проекта 

3. Жизнеспособная бизнес-идея – залог успеха 

4. Структура бизнес-плана 

5. План маркетинга или «потребности рынка – ориентир для предпринимателя»  

6. План производства 

7. План управления 

8. Финансовый план 

9. Финансовый анализ

 

 

5. План маркетинга или «потребности рынка – ориентир для предпринимателя»

 

Как мы уже указывали, план маркетинга является наиболее важным в бизнес-плане, т.к. он описывает как предприниматель будет зарабатывать. Важно отметить, что у предпринимателя есть много статей РАСХОДОВ - сырье, материалы, коммунальные услуги, зарплата и многое другое, но всего ОДНА статья ДОХОДА - поступления денег от продажи услуг или товаров, причем доходы, конечно, должны превышать расходы. Именно поэтому и важен план маркетинга, т.к. именно в нем детально описывается как получить доход.

 

Опыт показывает  -  неудача  большинства  провалившихся предприятий была  связана с тем, что  предприниматели не имели ясного ответа на вопросы:  Какому  рынку они хотят  предложить  свой  товар?  Кто, почему, сколько и будет покупать этот товар?

 

План маркетинга состоит из 3 разделов (всего 11 пунктов):

 

А. Описание продукции

 

1.1 Описание продукции

В первую очередь, надо описать, ЧТО собирается продавать предприниматель на рынке, какой вид товара или услуг он будет производить.

 

Данный бизнес-план предполагает создание пекарни в с. Донкишлок, Ноокатского района, основным направлением которой будет производство пряников и сладких булочек.

 

1.2. Сравнение с продукцией конкурентов

Какое качество и цену будет иметь ваша предполагаемая продукция по сравнению с продукцией конкурентов? Другими словами, в этом пункте надо обосновать причины, по которым покупатель купит товар именно у нас, а не у конкурентов. Для наглядности информацию можно привести в табличной форме, причем на каждый вид товара или услуги полезно будет составить отдельную таблицу. Рассмотрим пример пекарни, выпускающей пряники и булочки (информация по булочкам, цифры ориентировочные):

 

Критерии сравнения

Продукция нашей пекарни

Конкурент №1

ЧП Алиев (Ноокат)

Конкурент №2

ЧП Бекбоев (Ноокат)

Конкурент №3

Пекарня АО Ошхлебозавод (Ош)

Цена

1,5 сома за булочку весом 50 гр.

1,5 сома за булочку весом 50 гр.

1,5 сома за булочку весом 50 гр.

2 сома за булочку весом 50 гр.

Качество

высокое

среднее

высокое

высокое

Упаковка

Целлофановые пакеты по 300 гр.

Нет упаковки

Целлофановые пакеты по 300 гр.

Целлофановые пакеты по 300 гр.

 

Будет полезно указать преимущества нашей продукции, а также риски, например:

 

Преимущества (на примере пекарни):

  • Цены на продукцию будут доступными, так как кондитерская продукция привозится из районного центра и из Оша. Из-за этого транспортные расходы увеличивают цену  продукции на 10%.

 

Недостатки/ риски:

  • Днем отключается электрическая энергия. Решение- организовать ночные смены
  • Могут возникнуть проблемы с несвоевременной оплаты реализаторов. Решение - своевременное составление письменных договоров
  • Сезонный рост цен на сырье (мука, сахар, яйца, масло). Решение- запастись сырьем
  • Потеря товарного вида и качества (несвоевременной реализации). Решение-  выпуск сухариков.

 

Б. Описание Рынка

 

2.1. Местонахождение

В этом пункте надо указать, где будет расположен бизнес, т.е. место, где будет производиться товар или услуга.

 

Пример пекарни:

Пекарня будет расположена в с. Донкишлок Ноокатского Района. Это село является одним из крупнейших сел Ноокатского района, где проживает около 6 780 человек. Село расположено в 10 км от районного центра, 60 км от г.Ош. Население в основном занимается сельским хозяйством и животноводством.

 

2.2. Область рынка

Здесь нужно осветить такие вопросы как - какие географические регионы будет охватывать будущий бизнес, на каком рынке будет продаваться продукция бизнеса. Как бужет осуществляться продажа товара или услуги - через существующие торговые сети, через определенные магазины, или через определенные места на торговых рынках, и т.д.

 

Пример пекарни:

Наша продукция (пряники и булочки) будут продаваться в с Донкишлок. Планируется заключить договора со школами №1 и №2 данного села, с тем, чтобы поставлять продукцию в их столовые. Продукцию можно реализовать на местном рынке, а также принимать заказы от сельчан при проведении мероприятий (торжеств, свадеб, похорон).

 

2.3. Основные потребители

В этом пункте надо дать описание потребителя товара или услуги данного бизнеса. Это очень важно, т.к. предприниматель должен, как говорится «знать своего покупателя в лицо», знать его потребности и причины, по которым он покупает именно этот товар. Основой  успеха  в  бизнесе  является знание потребителей. В конце концов, если предприниматель не  знает кто потребители, то как он сможет  понять  их  нужды? Успех зависит  от способности предвидеть нужды  и  запросы  потребителей, а значит, предприниматель должен знать, кто его потребители,  чего  они  хотят, где живут, и что могут себе позволить. Предприниматель должен знать демографические характеристики клиентов, их образ жизни, средний доход, уровень образования и другие, заведомо влияющие на способность потребителей приобретать продукты.

 

Пример пекарни:

Основными потребителями нашей продукции будут школьники СШ №1 и №2 с. Донкишлок, всего в этих школах обучается 2400 детей. Кроме школьников, продукцию будут покупать семьи сельчан, проводящих специальные мероприятия. Средняя семья выглядит так:

  • Возраст главы домохозяйства 30-55 лет,
  • Образование среднее или средне-специальное
  • Глава домохозяйства с 4-6 членами
  • Средний доход на члена семьи составляет 300- 1 000 сом в месяц
  • Во владении домохозяйства имеются небольшие ресурсы (дом, земельный надел, скот/птица, иногда транспорт)
  • Обычно домохозяйство имеет 2-3 источника доходов, и в основном это растениеводство и животноводство

 

2.4. Общая величина спроса

Предприниматель должен определить объем товаров или услуг, которые продаются в данном регионе за определенный период времени (например за 12 месяцев). Другими словами, в этом пункте надо оценить объем продукции, продаваемой в настоящее время.

 

Пример пекарни:

Общая величина спроса на пряники и булочки в с. Донкишлок составляет

  • 3 000 кг пряников в месяц, или 36 000 кг пряников в год.
  • 4 500 кг булочек в месяц, или 54 000 кг булочек в год

 

2.5. Доля участия в рынке

После того, как была определен спрос на производимый товар итли услугу, надо оценить, какую долю этого рынка будет занимать ваш бизнес.

 

Пример пекарни:

Наша пекарня собирается выпускать

  • 1 000 кг пряников в месяц, или 12 000 кг пряников в год, что составит 33% рынка
  • 1 500 кг булочек в месяц, или 18 000 кг булочек в год, что составит 33% рынка.

 

2.6. Цена продажи

В этом разделе необходимо указать продажную цену товара. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы себестоимость была ниже продажной стоимости товара.

 

Пример пекарни:

Продажная цена пряников составит 17 сомов за кг, а булочек 1,4 сома за 50-граммовую булочку. Эти цены ниже нынешних оптовых цен на 5%, и при обеспечении высокого качества продукции позволит нам заключить соглашения как со школами, так и с реализаторами на торговых точках с. Донкишлок.

 

2.7. Прогноз объема продаж

Необходимо указать, сколько товара предприниматель сможет продать на этом рынке с учетом конкуренции и других внешних факторов (сезонность, изменение ситуации на рынке).

 

Пример пекарни:

Наша пекарня собирается выпускать 1 250 кг пряников в месяц, или 15 000 кг пряников в год, и 2 000 кг булочек в месяц, или 24 000 кг булочек в год, что составит 44% рынка. Тогда объем продаж составит 708 000 сомов в год:

Таблица. Объем продаж.

Наименование

кол-во

Доход от единицы

Прогноз. Объем продаж

Пряники

12 000

17

204 000

Булочки

18 000

28

504 000

ВСЕГО

 

 

708 000

 

 

С. Реклама

 

3.1. Рекламные мероприятия

Предприниматель должен включить в бизнес-план мероприятия по продвижению и продажи товара на рынке. В этом пункте нужно описать какие мероприятия запланированы для того, чтобы привлечь покупателей.

 

Пример пекарни:

Маркетинг продукции будет осуществляться путем следующих мероприятий:

  • Установка рекламных щитов на местном рынке и возле пекарни.
  • Разработка и раздача рекламной листовки населению
  • Размещение рекламных объявлений в районных газетах
  • Организация выездной торговли в близлежащие села во время проведения мероприятий и по базарным дням.

 

 

3.2. Бюджет на рекламные мероприятия

Предприниматель должен также подсчитать, сколько средств потребуется на рекламу и распространение продукции.

 

Пример пекарни:

Маркетинг продукции обойдется предпринимателю в 9 700 сомов.

Таблица. Бюджет маркетинга.

N

Наименование мероприятия

К-во

Цена, сом

Затраты, сом

 

 

 

 

 

1.   

Разработка рекламной листовки

1

500

500

2.   

Выпуск рекламной листовки

500

2

1 000

3.   

Установка рекламного щита на местном рынке

1

2000

2 000

4.   

Установка рекламного щита и возле пекарни

1

2000

2 000

5.   

Размещение рекламных объявлений в районных газетах

 

6

300

1 800

6.   

Организация выездной торговли

6

400

2 400

 

ИТОГО

 

 

9 700

 

 

 


<<<Назад                                                                                                          >>> Далее 


Консалтинговое Агентство "Эксперт" благодарит Нусупова А. за предоставленные материалы.