Глава 2. ИКТ и образование: системный подход

Роль образования в Национальной стратегии «Информационные и коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики»

(В.П. Живоглядов)


В подготовленном Гарвардским университетом документе «Готовность к информационному миру: Путеводитель для развивающихся стран» отмечается, что уровень неграмотности в развивающихся странах серьезно ограничивает возможности использования компьютеров и сетевых ресурсов.

Кыргызстан характеризуется высоким общим образовательным уровнем, а в марте 2002 г.принята Национальная стратегия «Информационные и коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики»[1]. Тем самым дан ответ на вопрос о готовности Кыргызстана к построению информационного общества. В связи с этим нецелесообразно переносить один к одному Гарвардскую методику на условия Кыргызстана. Более важным является создание системы информационного обеспечения процессов управления реализацией Национальной стратегии.

Хотя информатизация нужна практически во всех сферах человеческой жизни, Национальная стратегия определяет только три основные приоритета государственной политики – электронное правительство, электронная экономика и образование – подготовка кадров по ИКТ. Все они должны быть тесно связаны, нужен системный подход.

Образование в сфере ИКТ определено в Национальной стратегии в качестве одного из трех главных приоритетов: Развитие человеческих ресурсов и подготовка кадров.

Это и естественно, поскольку успешное продвижение в этом направлении является решающим фактором для обеспечения развития в двух других приоритетных направлениях:

o государственное управление и местное самоуправление - эффективное, прозрачное управление через использование ИКТ ("Электронное правительство");

o электронная экономика.

"Электронное правительство" – это не просто установка компьютеров в министерствах, но создание и освоение служащими информационных систем в государственных органах и органах местного самоуправления. Сделать все это невозможно без активного грамотного участия первых руководителей, без реализации «принципа первого руководителя» и без широкой программы информационного образования. Закрепленный в Национальной стратегии принцип “первого руководителя” означает прямую заинтересованность, понимание и непосредственное участие в информатизации первых руководителей органов государственного управления, местного самоуправления, организаций и учреждений.

 

ИКТ и образование. Описание ситуации в Кыргызстане

Основная цель развития человеческих ресурсов и подготовки кадров в области ИКТ - кадровое обеспечение преодоления «цифрового разделения», усиление потенциала сектора ИКТ и создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

В Национальной стратегии КР выделены следующие направления в области образования:

1. Информатизация образования и менеджмента знаний, обеспечение всеобщей минимальной компьютерной грамотности, 100% компьютеризация школ; создание общественных пунктов бесплатного доступа к Интернет,

2. Развитие человеческих ресурсов, кадрового потенциала сектора ИКТ, создания благоприятных условий для интеграции Кыргызстана в глобальную информационную экономику.

3. Применение ИКТ для обучения взрослых, том числе для дистанционного образования, переподготовки учителей, содействия освоению информационных систем служащими органов государственного управления и местного самоуправления.

4. Создание национальной и корпоративных компьютерных сетей для научных и образовательных целей с постепенным формированием единого виртуального научно-образовательного пространства, обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам и интеграции в мировое научно-образовательное пространство.

Формирование единого информационного пространства с целью предоставления качественно новых возможностей для развития образования, экономики, управления, гражданского общества не сводится к приобретению компьютеров, телекоммуникационных каналов и установке программных средств. Применение системного подхода и структуризация проблемы создания единого научно-образовательного информационного пространства позволили выделить следующие комплексы:

o Инфраструктуру (ИКТ), включающую компьютеры и другие технические средства, программные средства, алгоритмы и процедуры, протоколы,

o Суперструктуру, включающую информационные ресурсы, организацию информационного пространства (организационные структуры и нормативно-правовое регулирование) и процессы управления.

В связи с этим в сфере образования нужно выделить следующие группы задач:

1. подготовка профессионалов – специалистов по ИКТ для создания и поддержания инфраструктуры (техники, программного обеспечения, коммуникаций),

2. подготовка профессионалов – специалистов по информационным системам (ИСУ, системам электронной коммерции, дистанционного образовании, созданию информационных ресурсов, электронных учебных курсов, электронных публикаций),

3. подготовка населения к жизни в условиях информационного общества (массовое обучение ИКТ в школах, вузах, обучение взрослых – учителей, преподавателей вузов, бизнесменов, безработных),

4. тренинг госслужащих, начиная с первых руководителей.

Ряд важных для описания ситуации в Кыргызстане данных сведены в таблицу. (См. Приложение 1). Проблемы и компоненты, подлежащие анализу следующие:

  1. Компьютеризация и информатизация образования
  2. Доступность информационно-коммуникационных технологий для учебных заведенийОсвоение ИКТ сотрудниками органов госуправления. Применение ИКТ для обучения взрослых, развитие дополнительного образования учителей и др.Создание национальной научно-образовательной компьютерной сети.
    • Использование ИКТ в образовательном процессе и улучшение качества образования.
    • Подготовка специалистов в сфере ИКТ
       

Доступ образовательных учреждений к ИКТ

Обеспеченность ИКТ в системе школьного образования

Количество школ в 2001 г. по данным Нацстаткома (2002 г.) равно 2005. Уровень оснащённости школ компьютерной техникой растёт стабильно, если в 1996 г. он составлял всего 6%, то к 2000 г. до 15%[2], а к 2001 г. до 19%.

Также отмечается относительный рост числа компьютеров по сравнению с количеством учеников. Так, в 1996 г. в среднем на каждый компьютер приходилось по 606 учащихся, то к 2001 г. до 249.

Количество компьютерных классов в 2001-2002 учебном году 967, в том числе 415 IBM- кабинетов, т.о. на 10 компьютерных кабинетов приходилось 21 школа, а на 10 кабинетов, оснащённых IBM-совестимой техникой – 48 школ.

Уровень «эффективной» компьютеризации на практике снижается за счёт того, что только 43% компьютеров в учебных заведениях позволяют использовать в учебных целях современные ИТ технологии (MS Windows, MS Office, Internet Explorer).

Однако уровень компьютеризации школ по регионам значительно отличается. Региональное изменение уровня компьютеризации школ показано в приведенной ниже диаграмме.


Источник: данные Министерства Образования Науки и Культуры КР

Карта, построенная с помощью геоинформационной системы, иллюстрирует доступность информационно-коммуникационных технологий для учеников школ разных областей и городов. При изменении цвета окраски карты области от самого светлого (Иссык-Кульская область) до самого темного (Баткенская область) соответственно число учеников на один IBM-компьютер возрастает от 157 до 946.

 

Обеспеченность ИКТ в системе Высшего образования

Анализ данных материалов «Саммита ИКТ для Развития»[3], проведенный по 38 вузам за 2001 год, показал, что обеспеченность вузов характеризуется большой неравномерностью. Сравним условия доступа к ИКТ студентов 9 наиболее оснащенных вузов (10% от всех студентов КР) и примерно такого же количества студентов 7 наименее оснащенных вузов. На первые 10% студентов приходится 33,8%, то есть более трети от общего числа вузовских компьютеров. На вторую группу из 11,3% от общего числа студентов приходится 3,7% от общего числа компьютеров, то есть почти в 10 раз меньше. На основную часть (около 80%) студентов приходится приблизительно 2/3 от общего числа компьютеров. К первой группе вузов относятся учреждения в основном нового типа, сравнительно небольшие и недавно созданные: ИИМОП КНУ, КР(С)У, АУК, МУК, Кыргызско-Турецкий университет и др. Естественно, что они характеризуются лучшим соотношением (4-6 студентов на 1 компьютер), лучшим доступом в Интернет, более широким использованием электронных технологий в учебном процессе. Заметно улучшение в КТУ в последние годы. В другой крайней группе вузов приходится 60 студентов на 1 компьютер, то есть в 10 раз хуже, чем в первой группе.

Среднее по стране количество студентов вузов на 1 компьютер для дневного обучения оно равно 24 (в 1996г – 65), т.е. за 6 лет показатель вырос почти в 3 раза.

Доля высших учебных заведений, подключенных к Интернет

Сам факт подключения университета к Интернет не показателен, поскольку вузы различных размеров, степень охвата подразделений вуза также может быть различной. Из 26 ведущих высших учебных заведений, по которым получены данные, подключены к Интернет 15, то есть 57,6%.

Более информативен показатель - доля студентов и школьников, являющихся активными пользователями Интернет.

Активная аудитория Интернет (более 1 часа в неделю)[4] включает 27,4 тыс. студентов, что составляет 14,5% от общего число студентов (188,8 тыс.) и 2,5 тыс.и школьников, что составляет 0,22% от общего число школьников (1120 тыс.).

Итоговые данные по компьютеризации 26 основных вузов Кыргызской Республики приведены в таблице.

 

Использование компьютерных технологий в высших учебных заведениях Кыргызской Республики (по 26 вузам на 2002 год)

Показатель

Значение

Число компьютеров по отчету Национального Статистического Комитета на начало 2002 г.

3 813

Число компьютеров с современными ИТ технологиями

3 144

Количество компьютерных классов с локальной сетью

179

Отношение (студент/компьютер) на дневном отделении

От 5 до 50

Среднее время работы компьютерных классов

8,5 час

Число компьютеров, подключенных к Интернет и другим информационным сетям

1076

Число учебных заведений, подключенных к Интернет

15

Наличие доступа в Интернет по выделенным линиям

9

Суммарные финансовые затраты вузов на ИКТ по 26 вузам

22 млн. сом

Количество преподавателей по ИКТ

480

Общее количество учебных предметов с использованием ИКТ

597

Число вузов, использующих электронные учебные пособия

16 (62%)

Число вузов, использующих компьютерное тестирование знаний

18 (69%)

Среднее время работы компьютерных классов в 26 основных высших учебных заведениях, по которым получены данные, равно 8,5 час.

 

Доля финансовых затрат учебных заведений (школы, СУЗы, ВУЗы) на ИТ из общего бюджета

Оценка показателей сделана по данным 279 отчитавшихся учебных заведений. Общие затраты 1026,95 млн. сом в том числе затраты на развитие и использование информационных технологий и вычислительной средств, всего 39,19 млн. сом. Доля финансовых затрат учебных заведений на ИТ 39,192 / 1026,95 = 0,038 (3,8%)

Использование ИКТ в образовательном процессе

ИКТ можно рассматривать как рычаг перемен в сфере образования. Улучшение качества образования вследствие использования ИКТ достигается за счет:

  • Совершенствования образовательных технологий, внедрения электронных технологий обучения,
  • Улучшения доступа к образовательным информационным ресурсам Кыргызстана и мира,
  • Совершенствования управления образованием на базе информационных систем.

Использование электронных образовательных технологий

Компьютерное тестирование знаний в вузах используется достаточно широко. Количество высших учебных заведений, по которым получены данные 26 ведущих, из них использующих компьютерное тестирование знаний 18, Доля учебных заведений, использующих компьютерное тестирование, - более 2/3 основных вузов. Имеются отдельные очаги с достаточно высоким уровнем использования ИКТ в учебном процессе, где имеется удаленный доступ студентов к образовательным ресурсам в сети, используются онлайн-курсы.

Проведенный анализ данных по 26 основным вузам показал, что в среднем в вузе 35 электронных учебных пособий разного уровня. Имеется большой разброс в уровне – от простейших электронных копий до мультимедийных электронных учебных курсов. Унификация требований отсутствует. В среднем в вузе 23 дисциплины изучается с различной степенью использования ИКТ.

 

Дистанционное электронное обучение

В целом по республике системы дистанционного обучения через Интернет также находятся на начальной стадии развития, не сформированы, используется в основном традиционная форма заочного обучения.             

Проект дистанционного образования для повышения квалификации учителей по кредиту АБР для Министерства образования и культуры (МОиК) не выполнен.

В Кыргызстане по некоторым оценкам более 60 тыс. персональных компьютеров, в том числе 12 тыс. в личном пользовании. Общее количество обучающихся 1380800 человек, в том числе 1120000 школьников и 207600 студентов. Процент обучающихся, имеющих компьютеры в личном пользовании, менее 1%.

 

Совершенствование управления образованием с использованием ИКТ.

Укажем 2 направления использования ИКТ в управлении.

1. Информационные системы управления вузами или отдельными подразделениями. В ряде вузов созданы или создаются ИСУ для отдельных направлений: библиотека, кадры, абитуриенты, контроль успеваемости, бухгалтерия и др. Есть примеры корпоративных или интегрированных ИСУ единичны. Например, построенная на корпоративной сети и Web/DB-технологии ИСУ Института интеграции международных образовательных программ КНУ (введена в апреле 2000 года).

2. Информационная система управления образованием (ИСУО). Система создается за счет кредита АБР. Спроектирована на базе современных Web/DB и GIS – технологий. В соответствие с пилотным проектом создана локальная сеть в Министерстве образования и культуры. Процесс освоения идет медленно. Несмотря на то, что спецификации на компьютерное оборудование для ИСУО, включая областные и районные органы управления образованием были подготовлены еще в 2000 г., процесс согласования был завершен только в июле 2002 г., а в августе объявлен тендер на приобретение вычислительной техники и программных средств по второму траншу проекта ИСУО.

 

Национальная научно-образовательная компьютерная сеть (ННОКС)

Национальная компьютерная сеть в науке и образовании в настоящее время в Кыргызстане отсутствует. При поддержке НАТО введен спутниковый канал Интернет. Создана фирма «Акнет», предоставляющая как провайдер услуги Интернет институтам Национальной Академии наук и нескольким университетам. Имеется проект создания ННОКС и выделения спутниковых каналов при поддержке гранта НАТО. Проект рассчитан на 3 года и охватывает 8 стран: Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Грузию, Азербайджан, Армению, Таджикистан и Туркмению. Каждой стране выделяется канал с пропускной способностью 3 Mbps.

Подготовка специалистов в сфере ИКТ

Отличительной особенностью Кыргызстана от большинства развивающихся стран является высокий общий образовательный уровень населения и наличие так называемых «новых бедных» - образованных людей, которым негде реализовать свой интеллектуальный потенциал. Вместе с тем наблюдаются следующие факторы, тормозящие развитие:

o Острый недостаток кадров высшей квалификации в области ИКТ в вузах и квалифицированных преподавателей информатики в школах.

Нехватка квалифицированных ИКТ-специалистов в сфере образования и госуправления из-за утечки в частный сектор, международные организации и за рубеж.

Низкая зарплата преподавателей в вузах и тем более в школах, отсутствие мощных стимулов препятствует притоку высококвалифицированных ИКТ специалистов в систему образования.

Сейчас подготовка дипломированных специалистов в сфере ИКТ ведется в более чем 10 вузах. Число студентов, обучающихся по направлениям и специальностям, связанным с ИКТ около 8 тыс. (в 1996 г. обучалось 2,6 тыс.и), а непосредственно по направлению «Информатика и вычислительная техника» около 2,5 тыс. (в 1996 г.обучалось 1,2 тыс.и).

Обучение ИКТ сотрудников органов госуправления

Система непрерывного обучения госслужащих отсутствует. Госслужащие, имеющие компьютеры на рабочих местах, обучаются сами. Принцип “первого руководителя” при создании ИСУ предполагает, что обучение должно начинаться с верхних уровней управления. Но именно высшие руководители меньше всего находят времени для обучения. В 2002 г. базе факультета КАФ-Интернет КНУ начато обучение руководителей министерств и административных ведомств по программе «Информационные системы для руководителей».

 

Обучение ИКТ преподавателей

Система непрерывного обучения преподавателей ИКТ отсутствует. Проект дистанционного образования учителей МОиК по кредиту АБР не выполнен.

 

Основные выводы

1. Кыргызстан характеризуется высоким общим образовательным уровнем. Большая часть выпускников школ продолжают обучение в вузах. В Республике в 2002 г.принята Национальная стратегия «Информационные и коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики». Тем самым дан ответ на вопрос о готовности Кыргызстана к построению информационного общества. Специфика Кыргызстана требует и формирования специфического методического подхода для текущего мониторинга состояния, развития и применения ИКТ. Основное внимание на данном этапе должно быть сфокусировано на информационном обеспечении процессов управления реализацией Национальной стратегии и управления процессами вхождения Кыргызстана в глобальное информационное общество.

2. Процессы информатизации учреждений образования, расширения доступа студентов и школьников к ИКТ в последние годы идут интенсивно, началось создание электронных учебных пособий и электронных учебных курсов в ряде университетов.

3. Имеется значительный разброс показателей электронной готовности для различных районов, различных университетов. Для целей управления реализацией Национальной стратегии нужно знать не только средние по стране статистические значения показателей состояния сферы ИКТ, но и их вариации, интервалы разброса их значений для различных регионов, то есть использовать более полное статистическое описание.

4. Средний уровень информатизации учреждений образования и подготовки кадров существенно отстает от уровня развитых стран, но имеются отдельные образовательные центры, предоставляющие образовательные услуги в сфере ИКТ на уровне аналогичных подразделений развитых стран.

5. Быстрый рост рынка ИКТ обеспечивает рост потребностей в ИКТ специалистах, расширение рынка труда

6. Факторы, тормозящие развитие следующие:

- Острый недостаток кадров высшей квалификации в области ИКТ в вузах и квалифицированных преподавателей информатики в школах.

- Нехватка квалифицированных ИКТ-специалистов в сфере образования и госуправления из-за утечки в частный сектор, международные организации и за рубеж.

- Низкая зарплата преподавателей в вузах и тем более в школах, отсутствие мощных стимулов препятствует притоку высококвалифицированных ИКТ специалистов в систему образования.

7. Система дистанционного образования студентов, основанная на Интернет-технологиях не сформирована, используется в основном традиционная форма заочного обучения. Имеются отдельные очаги, где имеется удаленный доступ студентов к образовательным ресурсам в сети, используются онлайн-курсы. Высокая концентрация в г. Бишкеке Интернет-провайдеров, аудитории Интернет (80%), рынка ИКТ (80% доходов) создает благоприятные условия для повышения качества высшего образования в столичных вузах за счет использования ИКТ. В целом же низок процент населения, имеющего доступ в Интернет, низка мощность каналов Интернет. Не развита система компьютерного тестирования с удаленным доступом по Интернет.

8. Не сформирована система непрерывного обучения и тренинга взрослых в области ИКТ, в том числе и дополнительного образования в сфере ИКТ служащих госучреждений, преподавателей школ и вузов, безработных, бизнесменов и др. Проект дистанционного образования учителей МОиК по кредиту АБР не выполнен.

9. Создание национальной научно-образовательной компьютерной сети находится на стадии обсуждения и подготовки.

10. Существующая государственная система сбора статистической информации не в полной мере релевантна проблеме мониторинга и оценки состояния сферы ИКТ и нуждается в совершенствовании.

Вхождение в мировое информационное пространство, включение национальных информационных и телекоммуникационных сетей и ресурсов в глобальную инфраструктуру, организация эффективного международного информационного обмена относятся к числу жизненно важных интересов Кыргызской Республики. Поэтому очень важно привлечение инвестиций и донорской помощи для развития ИКТ в Кыргызстане, оказание международными организациями и странами-донорами поддержки в реализации Национальной стратегии. К приоритетным программам финансирования доноров следует отнести:

o Создание гигабитных телекоммуникационных каналов в сфере образования и науки,
o Обеспечение доступа к информационным ресурсам развитых стран (электронным журналам, библиотекам и др.),
o Создание Национальной научно-образовательной компьютерной сети.

 



[1] Национальная Стратегия «Информационные и коммуникационные технологии для развития КР», Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от « 10 » « марта » 2002 года № 54

[2] Данные по развитию ИКТ в секторе образования за 1996 г.взяты из доклада «Развитие человеческих ресурсов в области информационных и коммуникационных технологий» (Бримкулов У.Н., Национальный Саммит ИКТ для Развития, материалы, Бишкек: 2001)

[3] Бримкулов У.Н., Развитие человеческих ресурсов в области информационных и коммуникационных технологий// Национальный Саммит ИКТ для Развития, материалы. Бишкек: 2001

[4] «Исследование Интернет-аудитории Кыргызстана – 2001», Общественный фонд «Информационное содействие». Проект Kyrgyzstan Development Gateway, Бишкек, 2002