Глава 3. Правительственные инициативы в сфере ИКТ


Правовое регулирование сферы ИКТ

Нормативное регулирование ИКТ в КР осуществляется на базе законов «Об информатизации» и «Об электрической и почтовой связи». Кроме этого нормативное регулирование в области ИКТ опирается так же на законы «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», и ряд подзаконных актов. Более подробные сведения о существующей нормативно-правовой базе ИКТ представлены в таблице ниже.

 

Сведения о нормативно-правовом обеспечении сферы ИКТ

Дата принятия

Наименование документа

10 марта 2002

Национальная стратегия «Информационные и коммуникационные технологии для развития КР»

8 ноября 2001

Программа развития ИКТ в КР

23 июля 2001

Положение о Государственной Компьютерной Сети

18 июня 2001

Указ Президента о Совете по ИКТ при Президенте КР

6 июля 2001

Указ Президента о создании Государственного Агентства Связи

10 марта 2001

Указ Президента о Национальной Стратегии «Информационные и коммуникационные технологии для развития КР»

2 апреля 1996

Закон «О стандартизации»

2 апреля 1996

Закон «О сертификации продукции и услуг»

8 октября 1999

Закон «Об Информатизации»

24 апреля 1998

Указ Президента об утверждении Положения о Государственном комитете по радиочастотам

6 марта 1998

Закон «Об электрической и почтовой связи»

7 октября 1997

Указ Президента «О Национальном Агентстве Связи КР»

Источник: International Finance Corporation, Study on ICT Business Environment in the Kyrgyz Republic, Version 1.0, Gunnulf Martenson, June 26, 2002

Кыргызстан участвует в ряде международных программ информатизации. В частности, в Программе создания автоматизированной системы информационного обмена между государствами СНГ (АСИО - СНГ) в рамках Концепции формирования информационного пространства СНГ (утвержден Советом глав правительств СНГ 25 ноября 1998 года), в Программе создания сети информационно-маркетинговых центров стран-участниц РСС на базе сети "Интернет", в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.

Структура государственного управления в сфере ИКТ[1]

 

 

 

Правительство КР

Совет по ИКТ при Президенте Кыргызской Республики

 

Предложения по развитию ИКТ

Общая координация усилий по развитию ИКТ

 

Парламент КР

 

Проекты нормативно-правовых актов

Центральные и местные органы исполнительной власти

Предложения по развитию ИКТ, анализ состояния сектора ИКТ

Управление Связи и Информатизации Министерства Транспорта и Коммуникацийрабочий орган совета по ИКТ

 

Координация работ по развитию ИКТ (экспертиза и финансирование проектов)

 

Нормативно-правовые акты

 

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики государственным органом, ответственным за регулирование и управление сектора информатизации, является Министерство Транспорта и Коммуникаций, которое осуществляет следующие функции:

o разработка государственной политики в области электрической и почтовой связи с учетом рекомендаций Государственной комиссии Кыргызской Республики по радиочастотам и Государственного Агентства Связи

o подготовка законопроектов и других нормативных правовых актов в области электрической и почтовой связи и предложений, связанных с участием Кыргызской Республики в обсуждении международных вопросов по связи

o ведение переговоров по вопросам связи с другими государствами и правительствами, а также заключение соответствующих соглашений.

Главным лицензирующим органом в сфере телекоммуникаций является Государственное Агентство Связи, которое наделяется следующими полномочиями:

o выдача лицензий на предоставление услуг связи в соответствии с законодательством;

o проведение сертификации, выдача сертификатов соответствия на оборудование и услуги связи, а также на другие технические средства;

o выдача разрешений на использование радиочастот;

o совместно с государственным органом по антимонопольной политике принимает меры для предотвращения деятельности, направленной против конкуренции в отрасли связи;

o регулирование цен и качества услуг сетей электрической и почтовой связи;

o утверждение тарифов на услуги электрической и почтовой связи предприятий-монополистов;

o регулирование условий для совместного использования сетей электросвязи общего пользования операторами и службами электросвязи;

o разработка и регистрация, совместно с государственным органом по стандартизации (Кыргызстандартом), национальных стандартов и международных (региональных) стандартов в области электрической и почтовой связи;

Правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности

Кыргызская Республика, являясь членом Всемирной Торговой Организации с 20 декабря 1998 года, взяла на себя обязательства выполнения Соглашения по Торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Данное Соглашение обязывает Кыргызстан предоставлять адекватные права интеллектуальной собственности и создавать условия для их реализации. В 1999 г. Кыргызстан также ратифицировал Бернскую конвенцию.

Кроме международных соглашений в стране приняты ряд национальных законодательных актов в области защиты авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности:

Закон "Об авторском праве и смежных правах", устанавливающий основы охраны авторских прав на территории Кыргызской Республики. В соответствии с данным законом государственное регулирование в сфере охраны авторских и смежных прав до создания общественной организации авторов, осуществляет Государственное агентство по науке и интеллектуальной собственности при Правительстве Кыргызстана. Ставки авторского вознаграждения устанавливаются решениями Правительства.

Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" регулирует отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных в Кыргызской Республике.

Закон КР "О правовой охране топологий интегральных микросхем" регулирует отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием топологий интегральных микросхем.

В законе "Об информатизации" предусмотрены права на защиту авторских прав и прав собственности на информационные ресурсы, технологии, системы.

Уголовный кодекс Кыргызской Республики предусматривает ответственность за противоправное копирование и модификацию компьютерной информации.

Законодательство Кыргызской Республики не определяет правовой статус доменных имен. Распределением и регистрацией доменных имен занимается один из крупнейших провайдеров Кыргызской Республики "Азия-инфо".

Но в силу того, что суммы, выделяемые из государственного бюджета во исполнение законодательства (law-enforcement programs) по защите объектов интеллектуальной собственности, очень малы (отдельная статья в бюджете на подобные расходы не предусмотрена), то очень широкое распространение в республике получили незаконные копирование, воспроизведение и тиражирование объектов интеллектуальной собственности.

Проблемой является отсутствие закона об электронной подписи. Хотя в Кыргызстане принят Закон «Об электронных платежах», в рамках которого определяется институт цифровой подписи, но сфера его применения ограничивается банковскими переводами.

К числу «белых пятен» в ИКТ законодательстве Кыргызстана относятся:

o Закон об электронной цифровой подписи

o Закон об электронной торговле

o Закон о защите персональной информации

Торговая политика в сфере ИКТ

Законодательство КР не предусматривает специальных стимулов для иностранных компаний, инвестирующих в сферу ИКТ.

Основные виды налогов, взимаемых с компаний, работающих в секторе ИКТ: Налог на прибыль (30%), НДС (20%), таможенные сборы, пошлины, и акцизы (размеры исчисляются в соответствии с Таможенным тарифом, ежегодно разрабатываемым Правительством КР и утверждаемым Парламентом).

В Кыргызстане не предусматривается дополнительное налогообложение вывозимого дохода постоянного учреждения иностранного юридического лица.

Электронное правительство

Развитие государственных компьютерных сетей

Развитие электронного правительства в Кыргызстане началось с создания технической инфраструктуры, которая развивалась в рамках нескольких независимых проектов:

  1. Создание Государственной Автоматизированной Системы (ГАС) “Шайлоо” для проведения выборов и референдумов в Кыргызской Республике. Сеть объединила 6 областных центров КР (за исключением г. Ош) и 53 района (95% административно-территориальных центров) республики. До 2001 г. в основные работы по проекту были выполнены за счет средств ПРООН.
  2. Проект создания Информационной Системы Государственного Управления (ИСГУ) в рамках Программы ПРООН “Реформа административного управления в Кыргызской Республике”. За счет средств ПРООН на данный момент создана единая компьютерная сеть, объединяющая 40 министерств, ведомств и государственных организаций в г. Бишкек, а также 7 областных представительств Министерств и ведомств КР в г. Ош. На базе проекта был инициирован процесс создания веб-страниц государственных органов, подключенных к системе ИСГУ.

На основе объединения сетей ГАС “Шайлоо” и ИСГУ, в 2001 г. была создана Государственная Компьютерная Сеть (ГКС), на которую были возложены функции информационно-коммуникационной среды для управления реализацией и мониторинга Комплексной основы развития Кыргызской Республики. К ГКС на август 2002 г. было подключено около 25%[2] компьютеров, находящихся в распоряжении государственных органов.

Несколько министерств и ведомств республики имеют свои собственные корпоративные сети с подключением областных и районных отделений и представительств:

o Министерство финансов

o Налоговая Инспекция

o Казначейство

o Министерство Труда и Социальной защиты

o Национальный статистический комитет

o Социальный Фонд

К числу инфраструктурных начинаний в области электронного правительства можно отнести также:

o Проект по реализации кредита Азиатского Банка Развития (АБР) Министерству Образования, науки и культуры, по созданию Информационной Системы Управления Образованием (ИСУО). Проект направлен на создание информационной сети, объединяющей Министерство в г. Бишкек со всеми областными и многими районными отделами в единую корпоративную сети.

o Создание Государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество. Создаётся компьютерный земельный кадастр, кадастр недвижимости и их владельцев, и в конечном итоге - Геоинформационная Система (GIS). Проект финансируется Всемирным Банком.
 

Развитие государственного парка компьютерной техники и программного обеспечения

Парк вычислительных машин в сфере государственного управления по состоянию на 1 января 2001 года по данным Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызстана[3] составлял около 5 тыс. единиц, но 6% из них - устаревшие модели персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) с процессором типа Intel 286, 8% - с процессором типа Intel 386, 26% - с процессором типа Intel 486, 60% - современные ПЭВМ с процессором типа Intel Pentium.

Существующий парк компьютерного компьютерной техники на 90% состоит из оборудования, полученного по иностранным грантам и кредитам. Отсутствует государственная программа финансирования закупок нового и замены морально устаревшего оборудования и программного обеспечения. Расходы на ИКТ составляют 0,1%[4] от всех расходов государственного бюджета.

Наиболее распространенной операционной средой для компьютеров остаются старые версии MSDOS и Windows 3.х. Увеличение количества потребителей, применяющих современные операционные системы Windows 98, Windows 2000 и Windows NT, которые дают возможность работать в компьютерных сетях, идет очень медленно и составляет 10-15 процентов.

В среднем на 1 компьютер приходится по 2 государственных служащих, и 8 госслужащих на 1 компьютер, подключенный к Интернет. Надо отметить, компьютеры в основном используются для выполнения повседневных задач техническими работниками, а не государственными служащими. Но в Кыргызстане приходится около 20 технических специалистов на 100 компьютеров.

Медленно идет переориентация пользователей на современное ПО для создания информационных систем, баз и банков данных, таких как Oracle, Informix, Sybase и т.п., преимущественно используются устаревшие средства типа Clipper, FoxPro и другие.

Развитие государственных сетей контента

По состоянию на июль 2002 года около 31 государственных организаций (58% от общего числа) разработали собственные веб-сайты, из которых лишь 16% оказывают информационные услуги на ежедневной основе (публикация официальной хроники, новостей и нормативных документов). Из общего числа государственных услуг в электронном виде предоставляется только 1 %[5].

Обзор государственных веб-сайтов[6]

Сайты всех государственных органов

Всего

Функционировало на момент обзора

Карта сайта и элементы навигации

Частота обновления

Ссылки на сайты других государственных органов

Обратная связь

 

Е-Mail

Форум

Скачиваемые формы документов

Версия на английском языке

31

27

95,5%

Ежедневно 16,1

Еженедельно 19,4

Ежемесячно 9,7

Ежеквартально 22,6

Не обновляется 32,3

22,6%

25,8%

67.7%

19.4%

22.6%

51.6%

Сайты органов исполнительной власти

Всего

Функционировало на момент обзора

Карта сайта и элементы навигации

Частота обновления

Ссылки на сайты других государственных органов

Обратная связь

 

Е-Mail

Форум

Скачиваемые формы документов

Версия на английском языке

29

25

62,1%

Ежедневно 16,1

Еженедельно 19,4

Ежемесячно 9,7

Ежеквартально 22,6

Не обновляется 25,8

24,1%

24,1%

65,5%

17,2%

24,1%

55,2%

Сайты органов законодательной власти

Всего

Функционировало на момент обзора

Карта сайта и элементы навигации

Частота обновления

Ссылки на сайты других государственных органов

Обратная связь

 

Е-Mail

Форум

Скачиваемые формы документов

Версия на английском языке

1

Парламент

Есть

Не обновляется

Нет

Нет

Есть

Есть

Нет

Нет

Сайты органов судебной власти

Всего

Функционировало на момент обзора

Карта сайта и элементы навигации

Частота обновления

Ссылки на сайты других государственных органов

Обратная связь

 

Е-Mail

Форум

Скачиваемые формы документов

Версия на английском языке

1

Высший арбитр.суд

Есть

Не обновляется

Нет

Есть

Есть

Нет

Нет

Нет

Лишь 19,4% государственных сайтов разработаны на основе СУБД. Ни один из проанализированных сайтов не содержал заявлений касающихся т.н. «private policy».

Для доступа населения к сетям государственного контента созданы Центры Общественного Доступа в Национальной библиотеке г. Бишкек и в Областной библиотеке г. Ош, которые подключены к ИСГУ.



[1] на основе материалов презентации «Важное место системы мониторинга и оценки развития ИКТ в реализации Национальной Стратегии “ИКТ для развития Кыргызской Республики”», Талыпов К.К., семинар ПРООН «Система мониторинга и оценки сферы ИКТ в КР», г. Бишкек, июль 2002 г.

[2] Данные взяты из проекта Концепции развития электронного правительства в Кыргызстане, Бишкек, август 2002 г.

[3] Данные взяты из программы развития ИКТ в Кыргызской Республике от 8 ноября 2001г

[4] Данные взяты из проекта концепции развития электронного правительства в Кыргызстане, Бишкек, август 2002 г.

[5] Данные взяты из проекта концепции развития электронного правительства в Кыргызстане, Бишкек, август 2002 г.

[6] Обзор проводился 24-26 августа 2002 г