Глава 5. ИКТ и общество


Использование ИКТ в повседневной жизни

В целом ИКТ всё глубже проникает в кыргызское общество, об этом можно судить и по количественному росту аудиторий ИКТ[1] и по качественному их изменению: повышается интенсивность использования ИКТ и растёт опыт работы с ИКТ.

Так если в 2000 г., доля Интернет-пользователей, которые начали пользоваться Интернетом 2 года назад составляла 27% от общего числа Интернет-пользователей, то в 2002 г. она уже равнялась 33,4%. С другой стороны, налицо тенденция снижения темпов прироста аудиториипользователей: если в 2000 г. 34% пользователей заявили, что впервые поработали в Сети за полгода предшествующие опросу, то в 2002 г. доля «новобранцев» упала в до 20%, т.е. почти в 2 раза.

Также наблюдается рост лояльности к ИКТ, если в 2000 г, только 48% пользователей относились к электронной коммерции с доверием, то в 2002 г. их уже было 53% (среди руководителей организаций коэффициент доверия составил 52,5%). 

В стране также высокий потенциал использования ИКТ для улучшения взаимодействия между государством и другими секторами: в августе 2002 г.72,5% руководителей компаний/организаций не отказались бы перевести документооборот с государством в он-лайн режим (среди граждан таковых было 49,9%). Не менее высокий уровень доверия к услугам телемедицины и дистанционного образования.

Всё активней используется потенциал ИКТ как коммуникационной среды: 96,7% предприятий, использующих в работе Интернет, имеют также и адреса электронной почты. Среди частных Интернет-пользователей доля владельцев адресов электронной почты составляет 85,4%.

Данные о предпочтении пользователей в бесплатных серверах электронной почты представлены ниже.

 

Структура предпочтений интернет-пользователей в

бесплатных серверах электронной почты

Почтовые серверы

Физические лица

Корпоративный сектор

Netmail.kg

24,8

11,5

Mail.ru

29,1

45,1

Rambler.ru

13,9

0,9

Yandex.ru

10,9

Менее 1%

Yahoo.com

23,9

Менее 1%

Hotmail.kg

12,6

0,9

Источник: Данные Исследования Интернет-Аудитории-2002 (Фонд «Информационное содействие», 
Бишкек, 2002)

[1] Смотрите предыдущий раздел.


Люди и организации в Интернете

Мониторингом развития Интернет-аудитории и рынка Интернет-услуг в Кыргызстане занимается Общественный Фонд «Информационное Содействие», который начиная с 2000 г. проводит ежегодные исследования по методике российского НИИ социально-психологических исследований (г. Москва). По этой же методике аналогичные исследования проводятся в России (www.monitoring.ru) и Казахстане (www.actis.kz), что позволяет сопоставлять полученные данные.

В целях детализации данных вся аудитория Интернет-пользователей разбивается на следующие сегменты:

Максимальная Интернет-аудитория - пользователи, имеющие как минимум единичный опыт посещения Интернета. Их число на август 2001 г.[1] оценивается в 100 тыс. человек – 14,2% численности взрослого населения трех крупнейших городов республики.

Регулярная Интернет-аудитория – пользователи, проводящие в Интернете до 1 часа в неделю, состоит, по оценкам, из около 94 тыс. человек. 

Активная Интернет-аудитория - пользователи, проводящие в Интернете от 1 до 3 часов в неделю, состоит из 74 тыс. человек.

Ядро Интернет-аудитории - пользователи, проводящие в Интернете более 3 часов в неделю, состоит из 50 тыс. чел. – 6,2% жителей трех крупнейших городов республики

Окружение Интернета – люди, не пользующиеся Интернетом, но знающие, что он собой представляет, оценивается в 59% численности взрослого населения трех крупнейших городов республики или 470 тыс. чел

Население вне Интернета – лица, не знающие, что такое Интернет – 27% численности взрослого населения трех крупнейших городов республики или 215 тыс. чел.

Аудитория Интернет в Кыргызстане, Казахстане и России

Тип аудитории

Кыргызстан

Казахстан[2]

Россия[3]

Максимальная Аудитория

2.1%

2.3%

6.26%

Регулярная Аудитория

1.96%

0.75%

1.70%

Активная Аудитория

1.43%

0.46%

1.22%

Ядро Аудитории

1.08%

0.19%

0.6%

Рост пользовательской аудитории в Кыргызстане происходил взрывными темпами, за пять лет число пользователей увеличилось более чем, в 20 раз, о чем свидетельствует следующая диаграмма.

 

Тенденции развития аудитории Интернет-пользователей в Кыргызстане

Источник: Данные за 1994-1998 взяты из доклада «Интернет в Кыргызстане: история, текущее состояние и  ближайшие перспективы» (Дудин А.В., Сааданбеков Ч. И., материалы саммита по развитию ИКТ, Бишкек, 2001) и характеризуют рост абонентской базы провайдеров, поскольку данных об Интернет-пользователях за этот  период времени не имеется.

 

Задержка роста Интернет-аудитории связана, прежде всего, с продолжившимся падением покупательной способности населения и более низкими темпами падения тарифных планов провайдеров.

 

Социально-экономические характеристики максимальной Интернет-аудитории КР, август 2002


Гендерная

структура

Региональная

Структура

Возрастная

структура

Сегментация по уровню

дохода домохозяйства

Мужчины

60.6%

г. Бишкек

80%

14-20лет

33,4%

До 2000 сом

13,1%

Женщины

39.4%

Другие города

20%

21-30 лет

42,4%

2 - 4 тыс. сом

21,5%

 

 

Сельские районы

0,0%

31-40 лет

14,9%

4 - 6 тыс. сом

14,9%

41-50 лет

7,5%

6 - 8 тыс. сом

3,6%

50 лет+

1,8%

8 -10 тыс. сом

4,2%

10 тыс. сом+

10,1%

Затруднились ответить

23,9%

Отказались отвечать

8,7

Источник: данные Исследования Интернет-Аудитории (Фонд «Информационное содействие», Бишкек, 2002)

По роду занятий среди служащих преобладают студенты – 31,4%: сотрудники частных компаний – 25.6%; государственные служащие – 20%, и школьники – 10.1%.

Примечательно, что за 2 года мониторинга Интернета наметилось сокращение гендерного разрыва в доступе к нему: так, если в 2000г. доля Интернет-пользователей мужчин составляла 67%, то в 2002 г. уже 60,6%.

В возрастном же разрезе, аудитория Интернет-пользователей продолжает молодеть:

в осенью 2001г.доля пользователей моложе 20 лет составляла лишь 21,5% (прирост составил 11,9%), а доля Интернет-пользователей старше 40 лет – 11,53 (сокращение на 2,2%)


[1] Данные за 2002 г. не представлены, поскольку на момент подготовки отчёта шло уточнение абсолютных размеров аудиторий.

[2] Здесь и далее использованы данные компании “Actis Systems Asia” (2000 г.)

[3] Здесь и далее использованы данные из отчета Регионального мониторинга Российского Интернета (2000 г.).

 

Цели посещения Интернета

Большинство к кыргызских их пользователей в качестве основной цели посещения Интернета называют получение необходимой им информации – 43.1%. Вторая по значимости причина – «Интернет помогает мне в учебе, профессиональном росте» – 40.9%.

Далее следуют: «В Интернете я общаюсь» – 38.6%, «В Интернете я отдыхаю, развлекаюсь» – 27.1%.

 

Информационные потребности

Наибольшей популярностью у местных посетителей Интернета пользуются сервисные Интернет-ресурсы (поисковые машины, каталоги ссылок, почтовые серверы и пр.), затем идут развлекательные и информационно-новостные сайты, в первую очередь – российские (их посещаемость почти в 3 раза больше аналогичных кыргызстанских).

Более подробно рейтинг наиболее часто посещаемых сайтов представлен в следующей таблице:[1]

Рейтинг веб-сайтов, наиболее часто посещаемых Интернет-пользователями

Наиболее часто посещаемые сайты

Доля Интернет-пользователей[2]

www.rambler.ru

30,1

www.yandex.ru

18,5

www.yahoo.com

17,6

www.kg

4,2

www.aport.ru

3,9

Почтовые серверы

34,9

Российские СМИ

8,5

Серверы провайдеров

9,0

Сайты рефератов

7,5

Новостные сайты КР

3,0

Развлекательные сайты

10,1

Источник: данные Исследования Интернет-Аудитории-2002, Фонд «Информационное содействие», Бишкек, 2002

[1] Данные Исследования Интернет-Аудитории-2002, Фонд «Информационное Содействие», Бишкек, 2002

[2] Каждому Интернет-пользователю предлагалось назвать до четырёх наиболее посещаемых им Веб-Сайтов.

 

Причины, препятствующие подключению предприятий к Интернет

В рамках исследования корпоративного сегмента Интернет-пользователей в августе 2002 г. было выяснено мнение руководителей о причинах, которые не позволяют увеличить интенсивность использования Интернета в их организациях.

Самый актуальный для пользователей фактор – отсутствие необходимости - отмечают 35,5% руководителей, отсутствие у сотрудников свободного времени указывают 34,7% респондентов. Ограничения времени со стороны провайдеров являются основной причиной для 10,7% организаций. В 8,3% случаев недостатком является ограничения по числу компьютеров в организации (компании).

 

Развитие местного контента

Развитие контента в КР идёт по 2 направлениям:

  1. Мобильный контент
  2. Интернет-контент

Основная проблема развития сетей контента и сервисов на их базе заключается в отсутствии устойчивой модели коммерциализации услуг. До 2002 г. сети контента были представлены их Интернет-составляющей. Основным недостатком контента была статичность[1] и недостаток интерактивности: в своем большинстве они представляли из себя своего рода информационную доску.

Первые попытки коммерциализации Интернет-контента были предприняты в конце 1990-х гг., когда появлись платные базы данных с юридической информацией, затем к частичной оплате предоставляемых услуг перешли сайты некоторых СМИ. Интенсивная коммерциализация контента, началась с 2002 г., при выводе на рынок оператором услуг мобильной связи Бител платных контент-услуг. 

Мобильный контент

Компания «Бител» является пионером мобильного контента в КР. Именно создание бизнес-модели коммерческого контента с использованием SMS технологий заложило хорошую базу для развития сетей мобильного контента и сервисов.

В настоящее время уже имеется порядка 15 услуг информационного характера, например, курсы валют, погода, новости, анекдоты и т.п. Используя SMS можно следить за движением посылок Экспресс-почты. Можно связываться с собственными корпоративными порталами, чтобы выяснять движение денежных средств и товаров.

До конца 2002 года количество контент-сервисов компании Бител достигнет порядка 50, в их числе планируется запустить и мобильный банкинг, что позволит говорить о наступлении в КР времени электронной экономики.

И хотя сегмент мобильного контента демонстрирует значительную динамику роста (за 7 месяцев 2002 г. ими воспользовалось уже около 5% пользователей «Бител» - примерно 1500 человек), экономические показатели пока не впечатляют (порядка 1000 $ США в месяц)[2].

 

Интернет-контент

За точку отсчета истории кыргызстанского Интернет-контента можно принять 25 июля 1995 г. - момент официальной  регистрации домена kg, право делегирования которого с мая 1997 года закреплено за провайдером «Азия-Инфо».

Общее количество зарегистрированных доменов второго уровня на середину 2002 г. составляет 950.

При этом только 190 зарегистрировано резидентами, 760 - нерезидентами КР. Вместе с тем, количество web-сайтов (зарегистрированных доменных имен третьего уровня) составило, по данным Интернет-провайдеров, порядка 35 000 единиц.[3]

Большинство Интернет-ресурсов можно рассматривать только как информационные ресурсы, использование  коммуникационных сервисов ограничено – форумы и чаты присутствуют лишь на 5%-7% сайтов. Подавляющее большинство информации в кыргызском сегменте сети Интернет представлено на русском языке.

Кыргызскоязычный контент поддерживают менее 1% работающих сайтов. 

 

Структура основного массива интернет-ресурсов кыргызского сегмента сети Интернет[4]

Сайты образовательных учреждений

Сайты органов государственной власти

Сайты НПО и НКО

Сайты частных компаний

Сервисные сайты

Персональные странички

Информационно-новостные сайты

Прочие[5]

6,1%

3,2%

6,7%

26,2%

15,7%

13,7%

12,0%

16,4%

Источник: на основе анализа статистики системы www.top.kg

3,0% Интернет-пользователей в Кыргызстане вообще не посещают местные Интернет-ресурсы. Причины подобного поведения указаны в таблице ниже.

Проблемы Интернет-ресурсов Кыргызстана

 

Физические лица

Корпоративный сектор[6]

Статичность контента

19,5

38,8

Неинтересный контент

18,7

27,3

Низкая скорость загрузки

18,5

24,8

Плохой дизайн

17,4

19,0

Нехватка аналитической информации

13,5

20,7

Нехватка информации на кыргызком языке

6,7

9,9

Источник: данные Исследования Интернет-Аудитории-2002, Фонд «Информационное содействие», Бишкек, 2002

[1] См., к примеру, контент-анализ сайтов государственных органов, стр. 29

[2] Данные предоставлены Данные представлены компанией Ареопаг и Ассоциацией операторов связи, Бишкек, август 2002 г.

[3] Данные предоставлены Данные представлены Ассоциацией операторов связи, Бишкек, август 2002 г.

[4] Подсчитано по данным выборочного обследования Веб-сайтов, зарегистрированных в системе www.top.kg.

Осуществлялась выборка основного массива Интернет-ресурсов – охвачены около 20% сайтов, на которые приходилось свыше 80% посещений всей совокупности сайтов зоны .kg.

[5] Сюда отнесены сайты, не попадающие в выделенные классы, как правило это информационные ресурсы конкретной тематической направленности – спорт, музыка, увлечения и пр.

[6] В данном случае речь идёт о мнении руководителей компаний.