Приложение 2. Обзор рынка Интернет-услуг Кыргызстана.

 

Основной тенденцией развития сектора ИКТ в Кыргызстане является быстрая интернетизация общества, стремительный рост числа компаний-провайдеров и внедрение новых технологий доступа в Интернет.

Значительным событием в сфере Интернет в 2003 году является то, что ОАО "Кыргызтелеком" – исторически сложившийся крупнейший оператор связи Кыргызстана, начал предоставлять услуги доступа в Интернет на всей территории страны.

По уровню финансовых и технических средств ОАО “Кыргызтелеком” – компания, обладающая значительными возможностями для развития и продвижения своих услуг. Как владелец крупнейшей инфраструктуры, которой пользуются в своем большинстве другие операторы связи, ОАО “Кыргызтелеком” в значительной степени определяет и тарифную политику в отношении большинства видов услуг в секторе ИКТ. С лета 2003 года эта компания стала предоставлять возможность подключения к Интернет через единый для всей республики телефонный номер.

Выход ОАО "Кыргызтелеком" на рынок интернет-услуг теоретически предоставил возможность подключения к Всемирной Сети даже таким отдалённым районам, в которых уровень проникновения Интернет до сих пор был близок к нулю.

В 2003 году количество действующих интернет-провайдеров в стране составляло около 20. Четверть зарегистрированных компаний-провайдеров имеет собственные внешние каналы и, таким образом, относится к первичным провайдерам (как правило, эти компании возникли раньше других и технически очень хорошо оснащены); остальные три четверти, в свою очередь, арендуют внешние каналы у владельцев и выступают в качестве вторичных провайдеров.

Помимо коммерческих провайдеров, в Кыргызстане действуют два некоммерческих: KyrNet, созданный Фондом Сорос - Кыргызстан, и FreeNet, спонсируемый IREX. Некоммерческие провайдеры обеспечивают доступ в Интернет неправительственным организациям, учебным и научным заведениям, средствам массовой информации.

C июля 2003 года по инициативе “Кыргызтелекома” все провайдеры города Бишкек были переведены на подключение к городской телефонной сети через систему "Кварц". Это было сделано с целью учёта времени использования телефонной сети ОАО "Кыргызтелеком" для доступа в Интернет и взимания за это время поминутной оплаты. С июля 2003 года телефоны дозвона всех провайдеров соответственно изменились и стали начинаться на "888", а с сентября стала взиматься оплата за подключение к интернет-провайдерам через телефонное соединение в размере 7 тыйын (с НДС 8,4 тыйын) за каждую минуту соединения. В результате пользователи Интернет стали платить за услуги значительно больше[1].

В связи с отсутствием официальных данных, объем рынка интернет-услуг в 2003 году можно оценить, исходя из оценочной численности пользователей Интернет[2] по Кыргызстану (351 тыс. человек) и их среднегодовых затрат. Таким образом, объем рынка интернет-услуг в 2003 году составил примерно 12 млн. долларов США[3].

Некоторые тенденции развития рынка услуг доступа в Интернет


 

2001

2002

2003

Количество интернет-провайдеров

12

16

20

Максимальная аудитория пользователей Интернет

100`000

225`000

351`000

Источники: Данные Ассоциации операторов связи (2002), результаты исследований Общественного Фонда "Информационное содействие" (2002), КА "Эксперт" (2003)

Стоимость услуг[4], предоставляемых крупными интернет-провайдерами

Услуги

ElCat

АзияИнфо

Transfer Ltd

Кыргыз-телеком

Коммутируемые (dial-up) соединения, абонплата

$5

$5

$5

 

В ночное время 2400-700

$0,2

$0-0,4

$0,2

$0,2

В дневное время 700-1900

$0,8

$0,6-0,95

$0,8

$0,75

В вечернее время 1900-2400

$0,2

$0,4-0,6

$0,5

$0,45

Стоимость соединения без ограничения

$70

$65

$65

 

Соединение по выделенной линии

 

 

 

 

32 кб/сек

$360-400

$500

нет данных

$400

64 кб/сек

$800

$950

$900

$780

128 кб/сек

$1550

договорная

$1600

$1544

Источник: по данным сайтов интернет-провайдеров


С усилением конкуренции на рынке услуг доступа в Интернет тарифы на услуги передачи данных стали постепенно снижаться. По сравнению с 1994 годом, стоимость услуг почасового доступа сократилась в 10 раз, стоимость неограниченного dial-up доступа упала со $120 (1998) до $55 (2003). Однако тарифы еще высоки, если их сопоставлять с мировыми показателями и в сравнении с уровнем доходов населения.

 

Тарифы на услуги доступа в Интернет и доступность Интернет для населения

 

1994

1996

1998

2000

2002

2003

Количество провайдеров

2

2

4

11

16

20

Почасовой доступ

$5/час

$2,5/час

$2/час

$0,9/час

$0,5/час

$0,4/час

Среднемесячная заработная плата[5]

$50

$41

$40

$25

$30

$40

Отношение средней зарплаты к стоимости часа работы в Интернет (часов в месяц)

10

16

20

27

60

100

Источник: по данным Национального Статистического комитета (http://stat.bishkek.su), материалам сайтов интернет-провайдеров.




[1] Возможно это является причиной снижения количества Интернет-пользователей, пользующихся домашним доступом в Интернет на 3% по сравнению с 2002 годом.

[2] В рамках настоящей публикации под ”пользователем Интернет” понимается человек, имеющий, по меньшей мере, единичный опыт посещения Интернет.

[3] Данные исследования сектора ИКТ Кыргызстана-2003, КА ”Эксперт”.

[4] Без учета НДС и налога с продаж.

[5] По данным Национального Статистического комитета, в первых трех кварталах 2003 года средняя заработная плата в КР составляла 1837 сом (около 40 долл. США). См. также http://stat.bishkek.su/