Исследование сектора ИКТ Кыргызстана (2003)

      I. Введение

  Цели, задачи объект и предмет исследования

Цели и задачи исследования

 

Целью исследования является получение информации об аудитории пользователей, состоянии и тенденциях развития следующих сегментов рынка информационно-коммуникационных технологий в Кыргызской Республике:

-          Интернет;

-          сотовая связь;

-          международная и междугородная связь;

-          фиксированная телефонная связь.

 

Задачи исследования

а) Сектор Интернет:

-          Выявление уровня осведомленности об Интернете и Интернет-провайдерах;

-          Характеристика Интернет-аудитории;

-          Оценка Интернет-провайдеров;

-          Выявление факторов, препятствующих росту Интернет-аудитории;

-          Оценка эластичности спроса на Интернет-услуги;

-          Оценка потенциала роста Интернет-аудитории в 2004 году.

б) Сектор сотовой связи:

-          Выявление уровня осведомленности о сотовой связи;

-          Характеристика аудитории сотовой связи;

-          Оценка операторов сотовой связи;

-          Выявление факторов, препятствующих использованию услуг сотовой связи;

-          Оценка эластичности спроса на услуги сотовой связи;

-          Оценка потенциала роста аудитории сотовой связи в 2004 году.

в) Сектор международной и междугородной связи:

-       Характеристика аудитории пользователей международной и междугородной связи;

- Оценка факторов, сдерживающих рост аудитории международной и междугородной связи;

-     Выявление уровня осведомленности об IP-телефонии и телефонных картах предоплаты и практики их использования;

-       Оценка эластичности спроса на услуги международной связи;

-      Оценка потенциала роста аудитории пользователей услугами международной и междугородной связи в 2004 году.

г) Сектор фиксированной связи:

-          Определение спроса на услуги фиксированной связи;

-          Оценка эластичности спроса на оплату услуг фиксированной связи;

-          Изучение потенциала аудитории пользователей дополнительными услугами.

Объект и предмет исследования

Целевые группы исследования:

-  Основная целевая группа - население в возрасте от 15 до 59 лет, проживающее в крупных городах республики;

-        Реализаторы телефонных карт предоплаты.

География исследования

Исследование проводится в 12 крупнейших городах Кыргызстана:

-          Бишкек;

-          Чуйская область - Токмок, Кара-Балта;

-          Иссык-Кульская область - Каракол, Чолпон-Ата;

-          Ошская область - Ош, Кара-Суу, Узген;

-          Джалал-Абад;

-          Баткен;

-          Талас;

-          Нарын.

Предмет исследования

Предметом исследования являются знания, мнения, суждения и оценки представителей целевых групп в разрезе задач исследования.

 

        Методология исследования

Массовый опрос

Определение объема выборки

Выборка рассчитывалась на основе следующих характеристик генеральной совокупности[1] (см. Таблицу 1.1):

Таблица 1.1

Характеристика генеральной совокупности

Регион

Городское население (чел.)

г. Бишкек

230 684

Чуйская область

56 180

Ошская область

68 408

Иссык-Кульская область

34 500

Джалал-Абадская область

50 786

Баткенская область

19 189

Нарынская область

25 824

Таласская область

8 720

Генеральная Совокупность

468 467

 

Для достижения наибольшей репрезентативности выборка формировалась путем случайного бесповторного отбора, а так же стратифицирована по территориальному признаку (городское население, регион проживания) и половозрастному признаку. Необходимый размер выборки по каждой страте определялся методами математической статистики.

В целях обеспечения валидности данных, выборка подверглась точечной корректировке. Скорректированные данные представлены в Таблице 1.2:

Таблица 1.2

Структура выборочной совокупности

Пропорциональная стратификация с корректировкой на региональную репрезентативность

Регион

Городское население (чел.)

г.Бишкек

500

Чуйская область

180

Ошская область

330

Иссык-Кульская область

170

г.Джалал-Абад

150

г.Баткен

80

г.Нарын

80

г.Талас

80

Генеральная Совокупность

1570

 

Указанный вариант выборки обеспечивает точность данных около 95,4%+10% при экстраполяции данных на региональный уровень.

Поскольку в аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической репрезентативности выборки оказывается второстепенной в сравнении с необходимостью качественного включения всех групп изучаемого объекта, то такой уровень предельной ошибки вполне допустим[2].

Отбор респондентов

Используемая выборка – трехступенчатая, вероятностная.

Единицами отбора первой ступени являются территориально-административные участки. В каждом населенном пункте отбирается несколько участков в зависимости от размера выборки (г. Бишкек делится на 16 условных районов: центральная часть города, микрорайоны, частный сектор, новостройки; г. Ош – на 6 районов по аналогичному принципу; остальные областные центры – на 4 района; прочие города – на 2 района). Общее число опрашиваемых респондентов на одном участке не превышает 40 человек.

Вторая ступень отбора респондентов основывается на шаговом методе. Шаг отбора – каждое 10-е домохозяйство при проведении обследования в этажных домах и каждое 5-е - в частном секторе.

Третья ступень отбора – отбор непосредственно респондентов по заданной половозрастной квоте.

Опрос реализаторов телефонных карт предоплаты

Опрос реализаторов телефонных карт предоплаты проводился в г.Бишкек.

Опросу подлежали точки реализации ТКП, информация о которых доступна широким слоям населения через рекламу и Интернет.

В качестве первичной респондентской базы были выбраны точки реализации телефонных карт предоплаты компаний «АзияИнфо», «Кыргызтелеком», «СаймаНет», «ЭлКат».

Инструментарий

При проведении полевых работ использовались 2 анкеты:

  1. 1.Анкета для массового опроса;
  2. 2.Анкета для реализаторов ТКП.

Контроль

Контроль осуществлялся методом 20-процентного повторного посещения мест проживания респондентов, а также по телефону. В процессе контроля проверяется факт проведения интервью, а также полнота заполнения и достоверности сведений, полученных интервьюером.

Обработка полученных данных

Данные, собранные в ходе исследования, были обработаны с помощью специализированной программы обработки статистической информации “SPSS 11.0”.



[1] Данные рассчитаны на основе итогов Первой национальной переписи населения КР 1999 года (население в возрасте от 15 до 59 лет).

[2] См. В.А. Ядов Стратегия социологического исследования. М., 1998.