Аудитория Интернет - 2000


Ниже представлена краткая информация по материалам исследования, проведенного по инициативе проекта Kyrgyzstan Development Gateway совместными усилиями Общественного Фонда “Информационное Содействие”  и исследовательско-консалтингового агентства SGA CMA.

Цели и задачи исследования

Цель исследования - создание исходной информационной базы для дальнейшего изучения интернет-аудитории Кыргызстана и постоянного мониторинга ее развития.


Основные задачи исследования:

  1. Изучение кыргызстанской аудитории Интернета, в том числе: объем, структура и “социальный портрет” аудитории; пользовательская квалификация; интересы и потребности аудитории Интернет; возможности доступа в Интернет.
  2. Изучение аудитории вне Интернета с точки зрения возможностей перехода ее в категорию пользователей Интернетом, а также необходимых для этого условий.
  3. Определение зоны влияния Интернета в республике и степени влияния Интернета на различные категории населения.
  4. Прогноз динамики роста аудитории Интернета.
  5. Изучение мнений (оценок) пользователей о доступных им Интернет-услугах.
  6. Изучение установок Интернет-аудитории в отношении электронной коммерции.


Методология

Учитывая, что подобные исследования в Кыргызстане проводились впервые, особенно важно правильно выбрать методику исследования, обеспечить статистическую достоверность полученных данных.

В данном исследовании термины и методика заимствованы у российского НИИ социально-психологических исследований (г. Москва). По этой же методике аналогичные исследования проводятся в России  и Казахстане, что позволяет сопоставлять и сравнивать полученные данные.

Опрос проводился в период с 23 ноября по 5 декабря 2000 г.

Опрос был произведен в 2 этапа.

На 1-м этапе опрошено 800 респондентов для определения доли пользователей Интернетом из общего числа опрошенных. При этом, выявленным пользователям было предложено формализованное интервью, разработанное специально для них. Лица, не пользующиеся Интернетом, опрошены по анкете, ориентированной именно на эту категорию.
В ходе исследования были опрошены жители не только крупных городов Кыргызстана, где, по одной из гипотез исследования, сосредоточено подавляющее большинство пользователей, но и сельской местности - с целью выявления уровня знаний сельского населения об Интернете.

На 2-м этапе исследования, с целью составления “портрета” пользователей, их число (для большей статистической достоверности результатов) было дополнено до 350 человек.

Таким образом, общий объем выборочной совокупности составил 1044 респондента.


Выборка исследования

Опрос проводился по квотной половозрастной выборке, репрезентативной взрослому населению городских населенных пунктов в возрасте 15-45 лет.
Количество опрошенных в каждом из городов определялось пропорционально данным Национальной переписи населения 1999 г. В выбранных селах случайному отбору подверглись по 10 человек (5 мужчин и 5 женщин).

Респонденты для 2-го этапа опроса отбирались случайным образом в местах, где имелась наибольшая вероятность их присутствия - в учебных заведениях, интернет-кафе, различных учреждениях г.Бишкека.

 

Используемые термины

Аудитория Интернета - лица, непосредственно пользующиеся какими-либо услугами, предоставляемыми Интернетом; в эту категорию входят, в том числе, те, кто из всех возможностей Интернета использует исключительно электронную почту или IP-телефонию.
Максимальная аудитория Интернета включает в себя как пользователей, часто и достаточно часто посещающих Интернет, а так и тех, кто имеет только единичный опыт посещения Интернета.

Регулярная аудитория Интернета - все, кто посещает Интернет регулярно, но не обязательно часто; регулярная аудитория состоит из тех, кто проводит в Интернете до 1 часа в неделю.

Активная аудитория Интернета состоит из пользователей, проводящих в Интернете от 1 до 3 часов в неделю.

Ядро аудитории Интернета образуют пользователи, проводящие в Интернете более 3 часов в неделю.

Окружение Интернета - люди, не пользующиеся Интернетом, но знающие, что он из себя представляет.

Ближнее окружение Интернета - лица из окружения Интернета, имеющие среди близких знакомых пользователей Интернетом.

Дальнее окружение Интернета - лица из окружения Интернета, не имеющие знакомых пользователей Интернетом.

Население вне Интернета - лица, не знающие, что такое Интернет.

Опосредованные пользователи интернет-услугами - те лица из окружения Интернета, кто, обращается к пользователям с целью получить какую-либо интересующую информацию (сведения, данные и т.д.) из Интернета или осуществить коммуникации через Интернет.

Зона влияния Интернета - в эту категорию входят как представители всех типов аудитории Интернета, так и опосредованные пользователи интернет-услугами. Иными словами в зону влияния Интернета попадают все, кто напрямую или косвенно пользуется возможностями Интернета.

Максимальная аудитория

Аудитория Интернета Кыргызстана составляет по оценкам 105.4 тысяч человек - 10.6% жителей крупных городов республики. Этот показатель отражает максимальную аудиторию, которая включает в себя как активных пользователей, так и менее активных, а также тех, кто имеет только единичный опыт посещения Интернета.

Для справки: максимальная аудитория Интернета в Казахстане - 9,5% от взрослого населения крупных городов или 360,2 тыс. человек. Российская аудитория Интернета в возрасте от 18 лет и старше имеет численность 9,2 млн. человек, что составляет 8,3% взрослого населения страны.

Максимальная аудитория в Бишкеке по оценкам составляет 85.8 тыс. чел. (81.4% всей Интернет-аудитории крупных городов республики).

Социально-демографический портрет максимальной аудитории

Большинство пользователей Интернетом среди взрослых жителей крупных городов Кыргызстана - мужчины (67.0% от общего числа пользователей).

Самая представительная возрастная группа - молодежь в возрасте 15-24 лет - 50.0%. Далее следуют граждане возраста 25-34 лет - 34.6%. Люди старше 35 лет составляют лишь 15.4% аудитории Интернет.

Более 2/3 максимальной аудитории Интернета (67.9%) составляют люди с высшим и незаконченным высшим образованием. В то же время, число пользователей с неполным средним образованием - 7.4%.

По роду занятий в максимальной аудитории Интернет преобладают служащие - 42.0% и учащиеся, преимущественно студенты ВУЗов - 33.3%. Доля предпринимателей низка - 3.8% (даже у неработающих она выше - 4.7%).

Около половины - 49% - представителей максимальной аудитории живут в семьях, не имеющих высоких доходов (в том числе 12.3% имеют до 1000 сомов в месяц на человека; 27.2% - от 1000 до 2000 сомов). Доход от 2000 до 3000 сомов имеют 12.3%, от 3000 до 4000 сомов - 2.8%, свыше 4000 сомов - 13.2% аудитории.

Портрет наиболее типичного представителя максимальной аудитории Интернета Кыргызстана: образованный мужчина в возрасте 26 лет из семьи с доходами 2200 сомов на человека в месяц. По своему социальному положению это служащий с высшим образованием.

Ядро аудитории Интернет

Ядро интернет-аудитории Кыргызстана (те, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее 3 часов в неделю) состоит, по оценкам, из 51.6 тыс. чел. - 5.1% жителей крупных городов республики (49.0% от максимальной аудитории, 54.1% от регулярной аудитории и 74.1% от активной аудитории).

Для справки: ядро аудитории Интернета в Казахстане: 30,3 тыс. человек или 0,8% от взрослого населения крупных городов Казахстана (8.4% от максимальной аудитории), в России - 900 тыс. человек или 0.8% взрослого населения страны (9.8% от максимальной аудитории).

Краткие результаты исследования

Наблюдается прямая зависимость активности пользователей от образования: самый высокий уровень образования - в ядре аудитории Интернета, самый низкий - в максимальной аудитории.

· Наибольшей популярностью у кыргызстанской аудитории Интернета пользуются российские Web-ресурсы: в среднем 48.7% отметили, что отдают предпочтение именно им. Далее следуют англоязычные Web-ресурсы - 30.4%. Web-ресурсы Кыргызстана регулярно посещает лишь 24.7% аудитории.

· 65.4% пользователей имеют личный E-mail адрес.

· Из всего числа опрошенных пользователей имеют дома телефон 75.1%, компьютер - 24.3%, компьютер и модем, - 16.3%.

· Оцененное количество компьютеров, имеющихся в личном распоряжении пользователей, составляет 25.6 тыс. шт.

· 49.7% пользователей выходят в Интернет на работе. Второе по распространенности место выхода в Интернет в разных аудиториях различно: для активной - “В интернет-кафе” - 29.4%; для ядра аудитории - “Дома” - 21.9%.

· Опосредованно пользуются Интернетом 161 тыс. чел. Преимущественно это жители Бишкека, в меньшей степени - Оша.

 

Из отчета по исследованию аудитории Интернет в Кыргызстане, проведенного ОФ “Информационное Содействие” и компанией SGI CMA.