Завершился проект "Проведение исследования и подготовка отчета по реализации НССБ на местном уровне"

В рамках проекта «Проведение исследования и подготовка отчета по реализации НССБ на местном уровне», финансируемом Программой ПРООН по сокращению бедности, Центром социально-экономических исследований CASE-Кыргызстан и Консалтинговым Агентством «Эксперт» было проведено обследование следующих целевых групп:

1.    население, принимающее участие в программах сокращения бедности; население, не являющееся участниками групп взаимопомощи и кредитных союзов;

2.    представители малого и среднего бизнеса;

3.    руководители и специалисты органов местного самоуправления.

Оценка реализации НССБ на местном уровне, проведенная на основе сравнительного анализа положения населения, вовлеченного в общинные организации, организованного в кредитные союзы, занятого в мелком и среднем бизнесе и населения, не принимающего участия в программах сокращения бедности, позволила прийти к некоторым выводам относительно эффективности механизмов реализации НССБ.

1.      Все области охвачены процессом социальной мобилизации и участием населения в различных программах сокращения бедности. Наиболее активной является Таласская область, а наиболее неактивной Чуйская область. Выявлено, что активность населения находится в прямой зависимости от бедности населения, удаленности от центра, отсутствия альтернативных сельскохозяйственным источников дохода и от ограниченного доступа к инфраструктурным услугам.

2.      Проведенный опрос выявил, что в течение 2003 г. в целом, произошли положительные изменения в жизни населения, причем позитивные социальные настроения коррелируют с участием населения в программах социальной мобилизации и микрокредитования. В целом по Республике за прошедший 2003 год произошло уменьшение бедных людей, причем значимым фактором сокращения бедности является увеличение объема обрабатываемой земли. Однако процесс уменьшения количества бедных домохозяйств идет наряду с процессом увеличения неравенства.

3.      Во всех областях одновременно присутствуют процессы улучшения состояния одних и ухудшения состояния других объектов местной инфраструктуры, причем пока сохраняется дисбаланс в сторону ухудшения. В целом, ухудшение произошло в области электрообеспечения, телефонной связи и амбулаторного медицинского обслуживания, улучшения коснулись общественного транспорта, питьевого водоснабжения и ирригационных систем.

4.      Наибольшее участие в восстановлении и развитии объектов инфраструктуры оказывают местные органы власти, международные организации и население. Деятельность международных организаций в большей степени направлена на восстановление и развитие ирригационных систем, систем питьевого водоснабжения, больниц и поликлиник. Что касается местных органов власти, то во всех областях, за исключением Иссык-Кульской и Нарынской областей, прослеживается значительная роль местных органов власти в восстановлении и развитии различных объектов местной инфраструктуры. Наряду с восстановлением идет строительство новых объектов местной инфраструктуры, причем наиболее активно оно идет на Юге Республики, и практически отсутствует в Нарынской области. Представители малого и среднего бизнеса частично финансируют восстановление инфраструктуры, но в большинстве своем не сотрудничают ни с властью, ни с ГВП по вопросам улучшения жизни людей в их населенном пункте. Что касается причин пассивности в сотрудничестве с ГВП, то представители малого и среднего бизнеса просто не знают целей и задач этих организаций.

5.      На решение проблем, связанных с созданием новых рабочих мест и с преодолением бедности в целом, большое положительное влияние, по мнению опрошенных, оказывают группы взаимопомощи и органы местного самоуправления. Влияние кредитных союзов и международных организаций по данным опроса не выявилось. Следует отметить бытующее общественное мнение – бедность связана только с материальным положением домохозяйств, и практически не связана с доступом к таким важнейшим инфраструктурным услугам, как образование, здравоохранение и др. Именно в силу этого обстоятельства, респонденты, констатируя активную деятельность международных организаций, направленную на восстановление и развитие ирригационных систем, систем питьевого водоснабжения, больниц и поликлиник не признают влияния деятельности международных организаций на сокращение бедности. Подтвердилась гипотеза, что сфера малого и среднего бизнеса генерирует рабочие места. В 2003 году, на трети предприятий были созданы новые рабочие места для постоянных и сезонных работников, а в 2004г. уже на половине предприятий планируется создание новых рабочих мест.

6.      В большинстве областей создание предприятий малого и среднего бизнеса приходится на последние 2 года, что можно рассматривать, как отклик населения на усилия государства в области реализации НССБ, однако объектом предпринимательства в большинстве случаев является розничная торговля, которая не является приоритетным направлением государственной политики. Это означает, что меры, принимаемые государством для развития предпринимательской деятельности в приоритетных направлениях не достаточны. Кроме того, кредит пока не стал средством привлечения финансовых ресурсов для представителей малого и среднего бизнеса.

7.      В соответствии с ответами, в 2003 году участники кредитных союзов и групп взаимопомощи улучшили свое материальное положение, что связано с увеличением их деловой активности, являющейся, в свою очередь, следствием доступа к кредитам. Однако, декларированное финансовыми организациями снижение процентных ставок, в частности КСФК, не получило развитие для членов кредитных союзов, большинство из них продолжает брать кредиты под высокие проценты, в то же время участники ГВП получили доступ к более дешевым кредитам. В 2003 году были отмечены случаи получения кредита под залог земли, что можно определить как перелом в сознании крестьян и начало работы механизмов ипотечного кредитования

8.      По результатам опроса, между участниками и неучастниками программ сокращения бедности нет значимой разницы ни по субъективной самооценке, ни по количеству доходоприносящих активов. Таким образом, те, кто видят перспективу самостоятельного выхода из бедности, не видят смысла принимать участие в инициированных программах сокращения бедности. Однако, по динамике изменения материального положения, деловой активности и участия в обучающих мероприятиях, участники программ сокращения бедности имеют значительный положительный отрыв от неучастников программ.

9.      Не подтвердилась гипотеза о более высокой активности населения, вовлеченного в различные программы, в развитии и восстановлении объектов местной инфраструктуры. Получен вывод, что население по объективным причинам принимает участие в восстановлении объектов местной инфраструктуры.