Оценка готовности по созданию электронного правительства в Кыргызской Республике

Отчет опубликован на официальном сайте UNDP

Содержание

I.      Введение.

1.1.      Участники исследования.

1.2.      Описание проблемы.

1.3.      Цели, задачи, объект и предмет исследования.

1.4.      Методология исследования.

1.4.1.       Количественный метод.

1.4.2.       Качественный метод.

1.4.3.       Кабинетные исследования.

II.    Резюме исследования.

III.       Общие результаты исследования.

3.1.      Проведение опроса государственных служащих.

3.2.      Проведение фокус-групп.

3.3.      Оценка Web-сайтов государственных организаций.

IV.       Мнение представителей целевых групп о готовности к созданию электронного правительства 

4.1.      Информированность сотрудников госучреждений об электронном правительстве 

4.1.1.       Осведомленность об электронном правительстве.

4.1.2.       Определение респондентами электронного правительства.

4.1.3.       Основные источники получения информации об электронном правительстве 

4.2.      Оценка последствий работы электронного правительства и причин, сдерживающих его развитие 

4.2.1.       Мнения респондентов о последствиях работы электронного правительства 

4.2.2.       Оценка эффекта от внедрения электронного правительства.

4.2.3.       Основные причины, сдерживающие развитие электронного правительства.

4.3.      Оценка готовности государственных учреждений к работе в режиме электронного правительства 

4.3.1.       Оценка уровня квалификации респондентов для работы в режиме электронного правительства.

4.3.2.       Причины сомнений респондентов в уровне своей квалификации для работы в режиме электронного правительства.

4.4.      Комментарии и предложения респондентов.

V.    Развитие информационно-коммуникационных технологий в госорганизациях.

5.1.      Оценка уровня развития информационно-коммуникационных технологий в госорганизациях 

5.2.      Наличие в организациях специалистов и средств ИКТ.

VI.       Оценка On-line услуг, предоставляемых государственными организациями.

6.1.      Практика оказания On-line услуг госорганизациями и планы внедрения новых On-line услуг 

6.2.      Межведомственный информационный On-line обмен.

6.3.      Уровень информированности населения о видах On-line услуг, предоставляемых госорганизациями.

6.4.      Оценка качества On-line услуг, оказываемых госорганизациями.

6.5.      Практика повышения квалификации сотрудников, работающих с населением в режиме On-line 

6.6.      Оценка респондентами web-сайтов их организаций.

VII.     Оценка индивидуальных потребностей респондентов для работы в режиме электронного правительства.

7.1.      Оценка потребностей государственных организаций для развития ИКТ.

7.1.1.       Основные потребности организаций.

7.1.2.       Детализация потребностей организации.

7.2.      Заинтересованность респондентов в получении дополнительных знаний об электронном правительстве.

VIII.    Результаты фокус-групп.

8.1.      Фокус-группа 1. Руководители отделов.

8.1.1.  Тема №1. «Информированность сотрудников государственных учреждений об электронном правительстве».

8.1.2.     Тема №2. «Готовность государственных учреждений и населения к работе в режиме электронного правительства».

8.1.3.       Тема №3. «Развитие информационно-коммуникационных технологий в государственной организации».

8.1.4.  Тема №4. «Предоставление услуг населению, частному бизнесу и другим государственным организациям».

8.2.      Фокус-группа 2. Специалисты в сфере ИКТ.

8.2.1.       Тема №1. «Информированность сотрудников госучреждений об электронном правительстве».

8.2.2.       Тема №2. «Готовность госучреждений и населения к работе в режиме электронного правительства».

8.2.3.       Тема №3. «Развитие информационно-коммуникационных технологий в государственной организации».

8.2.4.  Тема № 4. Предоставление услуг населению, частному бизнесу и другим государственным организациям».

8.2.5.       Тема №5. «Оценка перспектив развития электронного правительства».

IX.       Оценка Web-сайтов государственных организаций.

9.1.      Дизайн и технические характеристики сайта

9.2.      Содержание сайта.

X.    Анализ Реестра госуслуг, представленного в Государственном Интернет Портале.

XI.       Индикаторы оценки готовности к созданию электронного правительства.

11.1.        Индикаторы по направлениям.

11.2.        Расчет индикаторов.

XII.     Общие выводы и рекомендации.

XIII.    Приложения.

 

I.         Введение

Участники исследования

Настоящее исследование проведено Консалтинговым Агентством «Эксперт» по заказу Программы ПРООН «Повышение эффективности национальной системы управления в Кыргызской Республике».

 

Описание проблемы

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий в Кыргызстане создает основу для реализации в стране концепции «электронного правительства».

Под электронным правительством понимается обеспечение представленности в сети Интернет государственных органов, предоставление ими информационных, консультационных и транзакционных услуг в режиме On-line, развитие "цифровой демократии" - реализации избирательных прав граждан, участия их в законотворческом процессе на основе Интернет.

Электронное правительство позволяет строить отношения граждан и государственных органов таким образом, что любое физическое или юридическое лицо через Государственный Интернет Портал (ГИП) сможет осуществлять информационный обмен с государственными организациями, а в дальнейшем и транзакции.

К настоящему времени Правительством Кыргызской Республики в партнерстве с международными организациями был предпринят ряд шагов, обусловивших создание основы для электронного правительства, в частности:

-          Создана государственная автоматизированная система ГАС “Шайлоо” для проведения выборов и референдумов в Кыргызской Республике. Система использовалась при проведении парламентских и президентских выборов, позволяя осуществлять мониторинг результатов подсчета голосов в режиме реального времени.

-          Проделана большая работа по созданию информационной системы государственного управления, в рамках которой сформирована единая компьютерная сеть, объединяющая все центральные министерства и ведомства, областные и районные администрации (используется для информационного обмена между подключенными к ней организациями).

-          В большинстве министерств и ведомств созданы web-сайты, оказывающие информационные услуги (публикация нормативных документов, официальной хроники, информация о предоставляемых услугах, контактная информация, формы бланков и т.д).

-   Создана Государственная Компьютерная Сеть (ГКС), на которую были возложены функции информационно-коммуникационной среды для управления реализацией и мониторинга Комплексной основы развития Кыргызской Республики.

-          В Кыргызстане также имеется опыт использования Интернет-технологий для обсуждения актуальных проблем развития: так на форуме сайта www.kyrgyzinvest.org (в настоящее время http://cdf.gov.kg) в течение 2000-2001 г. проходило активное обсуждение Комплексной Основы Развития Кыргызстана, в настоящее время в Интернете идет обсуждение законодательных актов, в частности проекта новой редакции Налогового Кодекса.

В качестве положительных факторов, влияющих на развитие концепции электронного правительства, следует также отметить стремительное развитие ИКТ-сектора (так, например, число интернет-провайдеров в КР достигло к 2003 году 16, интернет-услуги оказываются населению во всех областях республики количество интернет-пользователей в Кыргызстане превысило 300 тыс. чел.[1]).

В то же время, следует отметить, что имеет место ряд факторов, препятствующих дальнейшему развитию электронного правительства[2]:

-  Применение ИКТ в госорганизациях ограничено. Пока ИКТ применяются только для выполнения повседневных операций (набор текстов на компьютерах), ведения статистического и бухгалтерского учета, коммуникаций.

-       Некоторые госорганизации создают свои собственные программы развития ИКТ, но отсутствие единых государственных стандартов приводит к дублированию усилий, к несовместимости систем.

-      Государственные организации используют ГКС для связи с региональными филиалами, в основном по электронной почте. Очень мало компьютеров, подключенных к Интернет.

-   Отсутствует необходимое законодательство. Не приняты законы, которые могли бы стимулировать развитие “Электронного Правительства” (закон об ЭЦП, закон о государственной информации и др.).

-      Нехватка в госорганизациях квалифицированных ИТ-специалистов, в основном из-за утечки в частный сектор.


 

Цели, задачи, объект и предмет исследования

Цели исследования:

  • Оценка готовности электронного правительства.
  • Разработка рекомендаций по преодолению препятствий и расширению возможностей для эффективной работы электронного правительства.
  • Разработка индикаторов для последующего мониторинга реализации Плана действий по электронному правительству в рамках Национальной стратегии ИКТ. 

Основные задачи исследования

1. Сбор информации о наличии, использовании и проблемах использования в госучреждениях информационно-коммуникационных технологий.

2. Определение уровня осведомленности представителей целевых групп исследования о сущности и возможностях электронного правительства.

3. Определение ресурсообеспеченности госучреждений в контексте их участия в Плане действий по электронному правительству.

4. Выявление субъективных и объективных факторов сдерживания развития электронного правительства.

5. Оценка уровня знаний и навыков персонала госорганизаций для деятельности в рамках электронного правительства.

6. Определение спектра направлений деятельности по созданию и развитию электронного правительства и ресурсов, необходимых для его эффективного функционирования.

7. Выявление потребностей служащих госорганизаций в:

-          информационной поддержке

-          консультационной и тренинговой поддержке

-          материально-технической и финансовой поддержке

8. Выявление условий, при которых вовлечение представителей целевых групп в работу электронного правительства будет иметь наиболее интенсивный характер.  

Целевые группы исследования:

Целевой группой исследования явились сотрудники государственных учреждений, которые можно разделить на 3 подгруппы:

1. Руководящее звено (руководители организаций и их заместители).

2. Специалисты среднего уровня (заведующие отделами или подразделениями).

3. Служащие (сотрудники отделов и подразделений).

В качестве основных объектных областей настоящего исследования были выбраны следующие сферы оказываемых государством услуг:

-             социальная защита;

-             медицинское обслуживание;

-             трудоустройство населения;

-             регистрация прав на недвижимость;

-             сфера услуг, оказываемых муниципальными органами;

-             сфера услуг, оказываемых органами внутренних дел;

-             сфера услуг, оказываемых органами юстиции;

-             связь и телекоммуникации;

-             водное хозяйство;

-             финансы; 

 

I.         Резюме исследования

Развитие информационно-коммуникационных технологий в госорганизациях

1. Уровень развития информационно-коммуникационных технологий в организациях, где работают респонденты, большей частью был оценен ими как средний (оценка ниже среднего была дана лишь 19% респондентов).

2. Около трети респондентов уверены, что у них достаточно компьютеров, подключенных к Интернет, но по оценке двух третьих опрошенных – таковых недостаточно. По данным, предоставленным госорганизациями, на 3 госслужащих в среднем приходится 1 компьютер и на 7 госслужащих - 1 компьютер, подключенный к сети Интернет. Из них подключенных к Государственной Компьютерной Сети – 34%, подключенных к локальным сетям – 78%.

3. Более половины госорганизаций испытывают недостаток в ИТ-специалистах. Лишь 27% респондентов отметили, что в их организациях ИТ-специалисты имеются в достаточном количестве. По мнению 58% респондентов в их организациях недостаточно квалифицированных сотрудников, обученных работе в режиме On-line[1], а по мнению 11% в их организациях таких вообще нет.

4. Доля ИТ-специалистов в числе служащих госорганизаций, представивших данные, составляет 4,3%.

5. В государственных учреждениях слабо используются специализированные информационные системы. Чуть больше половины (60,8%) из обследованных госорганизаций использует автоматизированные бухгалтерские системы, другие программные средства используются еще реже, Так, только каждая третья государственная организация использует комплексные информационные системы управления (33,3%), каждая четвертая– автоматизированное управление кадрами (25,5%), каждая седьмая – автоматизированные системы по управлению финансами (15,7%).

6. Основным On-line каналом взаимодействия госучреждений друг с другом является электронная почта, при помощи которой осуществляется обмен информацией подавляющее большинство организаций. Документооборот по e-mail осуществляют треть государственных учреждений. Совместное On-line использование баз данных осуществляется в 15% организаций.

7. По данным, предоставленным государственными организациями, 86% из них имеют свои Web-сайты. На сервере Государственного Интернет-портала имеют Web-сайты 55% организаций, на других серверах – 44% организаций (как на сервере ГИП, так и на других серверах имеют свои Web-сайты 19% организаций)

8. Не все сайты имеют необходимую наполненность: в ряде случаев на сайтах не представлены даже фамилии руководителей, адреса и телефоны подразделений госорганизаций, еще в меньшей степени представлены отчеты об итогах деятельности организаций, информация о бюджетах, реестре услуг, информация о процедуре получения услуг, информация о ценах на оказываемые услуги, законопроекты, касающиеся деятельности организации и т.д. Менее половины сайтов госучреждений размещают на сайтах документы для работы с населением и предприятиями (бланков, форм и т.д.).

9. Большинство сайтов государственных учреждений имеют разную структуру, что, создает пользователям затруднения при поиске нужной информации.

 

Оценка On-line услуг[2], предоставляемых государственными организациями

10. Полученные в результате опроса данные демонстрирует слабую информированность респондентов об On-line услугах, которые предоставляют их госучреждения. Половина респондентов утверждает, что их организации не оказывают в настоящее время On-line услуг.

11. Факторами, более всего препятствующими оказанию On-line услуг, являются отсутствие финансирования и технические трудности (среди последних респондентами наиболее часто назывались отсутствие современной компьютерной техники и коммуникаций). Также препятствует оказанию On-line услуг дефицит квалифицированных ИТ-специалистов и отсутствие подключения к Интернету.

12. Лишь на каждом третьем сайте госорганизации размещены (в различной мере представленности) формы, бланки и другие документы, необходимые для заполнения клиентом при получении услуг. Одной из главных причин не предоставления такой услуги является, по мнению респондентов, отсутствие квалифицированных ИТ-специалистов, которые смогли бы разместить на web-сайте такие документы.

13. Большинство респондентов считает, что мало кто из населения и предпринимателей знает, какой спектр On-line услуг предоставляет их организация.

14. Никто из респондентов не оценил качество On-line услуг, оказываемых госорганизациями, как очень высокое. Для подавляющего большинства респондентов качество услуг является удовлетворительным.

15. Основными причинами недостаточно высокого качества On-line услуг организаций являются:

-          плохо отработанная процедура их предоставления

-          низкая координация работы служащих различных подразделений госорганизации

-          недостаточная квалификация служащих, занятых предоставлением On-line услуг

16. Подавляющее большинство респондентов, работающих в учреждениях, оказывающих On-line услуги, считает, что качество обслуживания населения и предприятий в их организации вследствие применения On-line технологий улучшилось (значительно – 26%, незначительно – 60%).

17. Почти три четверти респондентов считает, что в их организации ведется постоянная работа по улучшению качества предоставляемых On-line услуг. В числе On-line услуг, запланированных к внедрению в госорганизациях в ближайшее время, респонденты чаще всего называют:

-          размещение в Интернете перечня предоставляемых организацией услуг

-          размещение в Интернете различных бланков и форм

-          совершенствование Web-сайта госорганизации

18. В то же время, по мнению большей части респондентов, в их организациях не проводятся специальные курсы повышения квалификации сотрудников, работающих с населением в режиме On-line.

 

Электронное правительство глазами респондентов

19. Респонденты в основном имеют представление о сущности электронного правительства, но лишь треть опрошенных знает о нем в достаточном объеме. К числу последних в первую очередь относятся руководители организаций (более половины имеют достаточное представление о сущности электронного правительства) и в меньшей степени – служащие (доля таковых почти в два раза ниже). Треть респондентов ничего не знает об электронном правительстве (в своем большинстве это служащие).

20. Около половины респондентов отметили свои слабые знания об электронном правительстве и признались, что они хотели бы повысить свой уровень знаний, как об электронном правительстве, так и связанной с ним законодательной базе (формы приобретения знаний – курсы, семинары и тренинги).

21. Электронное правительство даже у тех, кто что-то знает или слышал о нем, ассоциируется или с электронным документооборотом, или с представленностью Web-сайтов различных государственных организаций в Интернете. Цели и задачи электронного правительства, этапы и сроки его внедрения не стали достоянием большинства госчиновников.

22. Основными источниками информации об электронном правительстве являются СМИ и Интернет, а также различные мероприятия, проводимые в организациях, где работают респонденты. Более трети опрошенных знакомы с документом «План действий по реализации Национальной стратегии “Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики”».

23. Подавляющее большинство респондентов полностью согласно с тем, что с развитием электронного правительства ускорится документооборот и обмен информацией между госорганизациями, повысится эффективность работы госучреждений, повысится качество обслуживания граждан, и, самое главное, – в результате создания электронного правительства станет более эффективным государственное управление. В то же время, по мнению большинства опрошенных, у многих сотрудников госучреждений появится необходимость обучения работе с новыми технологиями.

24. По мнению большинства опрошенных, основными причинами, сдерживающими развитие электронного правительства, являются:

-          отсутствие конкретной программы действий по внедрению электронного правительства (в том числе для каждой из государственных организаций);

-       недостаточная ИКТ-база государственных организаций или ее несоответствие современным стандартам, особенно в регионах;

-    недостаток квалифицированных ИТ-специалистов в госучреждениях и слабая подготовка государственных служащих для работы в режиме On-line;

-         ограниченность бюджетных средств, направленных на развитие ИКТ;

-   различные технические препятствия (некачественная телефонная связь и недоступность Интернета, особенно в регионах; периодические перебои в электроснабжении в регионах и т.п.).

-          отсутствие закона об электронной подписи

-          плохая информированность населения о возможности получения On-line услуг

-          слабая нормативная база по электронному правительству

25. В ходе анкетного опроса и обсуждения на фокус-группах все респонденты согласились, что электронное правительство необходимо и его надо внедрять. Также нужно более активно проводить политику ознакомления государственных служащих и населения с концепцией электронного правительства.

26. Респонденты заинтересованы в быстрейшем внедрении электронного правительства в повседневную работу. Наиболее привлекательные аспекты: электронный документооборот, снижение сроков рассмотрения документов, дальнейшая автоматизация их работы.

27. Готовность своих организаций работать в режиме электронного правительства с населением, частным бизнесом и другими государственными организациями респонденты оценили достаточно высоко при условии обучения сотрудников.

28. В то же время, респонденты считают, что население в данный момент не готово к работе с электронным правительством вследствие низкого уровня компьютерных знаний и невозможности доступа к Интернету. Только небольшая часть предпринимателей использует средства ИКТ, поэтому говорить о готовности частного бизнеса к работе с электронным правительством в целом не приходится.

29. Более половины респондентов уверены, что уровень их квалификации достаточен для работы в режиме электронного правительства. Те, кто сомневаются в уровне своей квалификации, объясняют это слабыми навыками работы с компьютером, электронной почтой. Эта категория респондентов выразила желание обучиться компьютерной грамотности, овладеть новыми технологиями, пройти полное обучение работе в сети.

30. По мнению респондентов государству необходимо более интенсивно проводить информирование, как населения, так и госслужащих, всеми доступными средствами. Это могут быть обучающие курсы, семинары, круглые столы, передачи на ТВ и по радио, публикации в газетах, на Интернет-сайтах и т.д.

 

Оценка потребностей для работы в режиме электронного правительства

31. Практически все респонденты ответили, что их организации испытывают такие потребности для развития информационно-коммуникационных технологий, как: (1) консультационная и тренинговая поддержка, (2) информационная поддержка, (3) материально-техническая поддержка, (4) финансовая поддержка. Разница лишь в уровне этих потребностей. Так, подавляющее большинство респондентов признают высокий уровень потребности в финансовой и материально-технической поддержке. Относительно консультационной/тренинговой, и информационной поддержки большая часть респондентов считает, что степень потребности в них «средняя».

32. В первую очередь, по мнению респондентов, их организации нуждаются в компьютеризации и внедрении новых ИКТ-технологий. Были озвучены потребности в современных компьютерах, оборудовании, расходных материалах, Интернет-связи, программных продуктах и т.д. Часто высказывались мнения, что каждый госслужащий должен иметь персональный компьютер, подключенный к Интернет.

33. Были высказаны мнения о том, что в организациях ощущается недостаток денежных средств, в том числе для организации обучения.

34. Что касается консультационной/тренинговой поддержки, многие респонденты высказали желание повысить квалификацию, пройти обучение по навыкам работе с новыми технологиями, по нормативно-правовой базе. В частности, высказывались мнения о том, что необходимо приобретение практических навыков для того, чтобы улучшить уровень и качество работы в режиме On-line. Возможные формы обучения: курсы, тренинги, семинары, консультации, лекции, приобретение специальной литературы, пособий.

35. Для каждого четвертого респондента существует потребность в информации и доступе к ней, а именно: к сайтам других ведомств, к сайтам аналогичных ведомств стран ближнего и дальнего зарубежья, к информационным материалам зарубежных стран и т.д.

36. В получении дополнительных знаний об электронном правительстве заинтересовано подавляющее большинство респондентов (почти 90%). Однако далеко не все респонденты знают точно, какие именно дополнительные знания об электронном правительстве они хотят получить (63% опрошенных).

37. Большинство респондентов выразили желание в приобретении практических навыков (изучение на практике работы в режиме электронного правительства), а также в получении теоретические знаний по электронному правительству.

 

Индикаторы оценки готовности к созданию электронного правительства[3]

Направление “Государство-Население”

Значение индикатора G2С (2004 г.) = 0.57. В сравнении с 2002 г. значение индикатора выросло более чем вдвое (G2С-2002 = 0.25).

Направление “Государство-Государство”

Значение индикатора G2G (2004 г.) = 0.56. В сравнении с 2002 г. значение индикатора несколько выросло (G2G-2002 = 0.4).

Направление “Внутренняя эффективность”

Значение индикатора ВЭ (2004 г.) = 0.5. В сравнении с 2002 г. значение индикатора заметно повысилось (ВЭ-2002 = 0.25).

Направление “Государство-Бизнес”

Значение индикатора G2B (2004 г.) = 0.125. В сравнении с 2002 г. значение индикатора не изменилось (G2B-2002 = 0.125).

Индикатор оценки готовности электронного правительства

Значение индикатора ЭП (2004 г.) = 0.44. В сравнении с 2002 г. значение индикатора значительно выросло (ЭП-2002 = 0.125)



 

 

Полную версию отчета можно скачать по ссылке (pdf, 1.3 МБ)